18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Черный квадрат в красном углу

№37
Материал из газеты

Приблизительную реконструкцию выставки, на которой был впервые показан «Черный квадрат», готовит Фонд Бейелера в Базеле. Свою лучшую живопись отдали на нее российские музеи и коллекции со всего мира

В год юбилея Черного квадрата Фонд Бейелера в Базеле создаст приблизительную реконструкцию (точная невозможна из-за малой сохранности и приблизительности документальных свидетельств) Последней футуристической выставки картин «0,10», которая проходила в Петрограде зимой 1915–1916 годов. Она знаменовала собой переход от кубизма и футуризма к супрематизму и конструктивизму, и именно там Казимир Малевич впервые представил свой Черный квадрат, повесив его в «красный угол», где по традиции располагались иконы. Именно после этой выставки картина обрела широкую известность. Кроме самого Малевича, в 0,10 участвовали еще 14 художников, работы которых также покажут в Базеле. Курировать В поисках «0,10» приглашен Мэтью Дратт, делавший выставку Малевича в Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке. Выставка (4 октября — 10 января) обещает быть уникальной: произведения из своих собраний предоставили Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, российские региональные музеи, Центр Помпиду, Стеделейк-музей, Музей современного искусства в Нью-Йорке и другие институции. Некоторые экспонаты в Базель прибудут прямиком с масштабной выставки От Шагала до Малевича: революция авангарда, проходившей в залах Forum Grimaldi в Монако.
Практически одновременно с Фондом Бейелера Витебский областной краеведческий музей откроет посвященную 100-летию Черного квадрата выставку современных художников, испытавших влияние Малевича. Впрочем, основные мероприятия, приуроченные к памятной дате, уже прошли, и для большинства из них организаторы выбрали формат показа работ современных художников, так или иначе вдохновленных Малевичем. Отмечать юбилей знакового для русского искусства произведения начали еще в марте 2014 года: Союз архитекторов России представил проект Я Малевич, который объединил художников, разделяющих синтетический подход к искусству, близкий футуристам. Непосредственно в год юбилея первая выставка состоялась на родине художника — в Киеве, где был реализован посвященный знаменитому квадрату проект Гебломерос художников Антона Логова и Андрея Дудченко, открывшийся в феврале в «Я-галерее». В апреле в Культурно-выставочном центре имени Тенишевых в Смоленске состоялась выставка Квадратура, где было показано около 200 работ в различных медиа, вдохновленных творчеством мастера. В мае Государственный музей современного искусства в Салониках показал более 100 картин и различных архивных материалов, связанных с самим Малевичем и с его учениками, из коллекции собирателя авангардного искусства Георгия Костаки, которая является основой собрания музея. Третьяковская галерея в рамках акции Ночь в музее в мае провела спецпроект Ночь в квадрате, в ходе которого художницы Галя Солодовникова и Александра Лерой интерпретировали наследие Малевича, а в здании галереи на Крымском Валу проходили бесплатные экскурсии, посвященные российскому искусству XX века, а также образовательное ток-шоу Беседы о «Черном квадрате» кураторов Елены Гонсалес и Вадима Кругликова. Московские галереи «ГРАУНД Ходынка» и «ГРАУНД Песчаная» в июле открыли проект Черное в квадрате: Малевич. Наука. Искусство, где показали работы голландских, белорусских и бельгийских художников на стыке науки и искусства, созданные под влиянием эстетических, философских и социальных идей Малевича.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+