Чем крупнее компания, тем более современное искусство она любит

№36, сентябрь 2015
№36
Материал из газеты

В свод крупнейших мировых корпоративных коллекций в этом году попало 81 собрание, в которых преобладает искусство ХХ века. И среди них только одно российское: 600 работ актуальных художников собрано кураторами Газпромбанка

Цель издания — выяснить, какие произведения собирают различные корпорации, чтобы прийти, в конце концов, к ответу на вопрос, что есть искусство, — так пишут в предисловии к толстенному тому его издатели Фридрих Конзен, Макс Холлен и Олаф Салье. Последний раз подобная книга выходила более десяти лет назад. В процессе подготовки ее составили список из 600 корпоративных коллекций по всему миру, из них выбрали 300 «активных», развивающихся. В итоге в издание вошла 81 коллекция, формируемая кураторами по определенному плану. Эти собрания показываются на выставках и постоянно растут.

Здесь немало страховых (крупнейшая из них, AXA Art Group, специализируется именно на искусстве) и логистических компаний, есть производители товаров категории люкс (Max Mara и Montblanc), сельскохозяйственной техники и кухонных вытяжек. Однако преобладают банки — и современное искусство.

Самая старая коллекция из попавших в книгу основана в 1850 году. Это собрание голландского банка Van Lanschot NV, в нем есть и Рембрандт, и Винсент Ван Гог, и Карел Аппел. Коллекция французской энергетической корпорации Engie родилась в 1858 году — вместе с Суэцким каналом, строительством которого и затем управлением занималась компания-прародитель. Но это исключения — большинство корпоративных коллекций создано в 80–90-е годы XX века, а некоторые еще позже.
Разнится и масштаб. От гигантской, знаменитейшей коллекции Deutsche Bank с представительствами в 70 странах мира (60 тыс. произведений) до голландского агентства по найму FSGroep, где на 36 служащих приходится 150 работ.

Некоторые собрания принесли владельцам доход: в  2010 году скульптуру Альберто Джакометти, попавшую в коллекцию Commerzbank вместе с поглощенным им Dresdner Bank, продали за $104,3 млн. В книге есть одна российская корпорация — Газпромбанк, коллекция которого создана в 2011 году и насчитывает около 600 работ современных русских художников.

В качестве причин, почему компании решили собирать искусство, они называют желание создать в офисах креативную атмосферу, сформировать привлекательное лицо бренда, стремление ассоциировать свой бренд с искусством, характеризуемым как «оригинальное, прогрессивное, креативное». Впрочем, если почитать эссе, написанные владельцами компаний и кураторами коллекций, в словах о «социальной ответственности и креативности» видно легкое лукавство. У истоков большинства коллекций стоит инициатива владельца или кого-то из топ-менеджмента, кого-то, кто увидел картину, скульптуру или фотографию и вдруг понял, что они могут изменить жизнь. Так что все эти люди просто любят искусство.

Friedrich Conzen, Max Hollein, Olaf Salié. Global Corporate Collections. Deutsche Standards Editionen GmbH. 2015. На английском языке

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
2
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
3
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
4
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
5
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
6
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
7
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+