18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

От рисунка Ивана Крамского до конфетных фантиков

Посетителям салона «Старая бумага», который продлится до 27 сентября на третьем этаже Центрального дома художника, не стоит опасаться, что они окажутся чужими на празднике жизни фанатичных любителей марок, открыток и старых бумажных денег. Организаторы сделали все, чтобы любой гость, хоть немного интересующийся «предметами коллекционирования из бумаги», нашел для себя что-то интересное и на стендах с графикой, букинистикой, гравюрами — здесь представлено 53 участника и 8 специальных экспозиций самых разных направлений.

Конечно, филателисты и филокартисты показали себя во всей красе. Центр третьего этажа занимает большая и очень разнообразная выставка Союза филателистов России, где интересно все: и открытки, и марки, и содержание открыток, и фамилии коллекционеров, людей достаточно известных.

Рядом можно всласть порыться в элегантных коробочках с открытками на стендах «Кожаной мозаики» и «Антикварной открытки», где самые старые экземпляры датируются концом XIX века. Дореволюционные открытки (часто в идеальном состоянии) оцениваются от 10 руб. до 30 тыс. руб. (по верхней планке оценена, например, открытка 1915 года, на которой портрет Николая II кисти Бориса Кустодиева, оригинал которого погиб во время революции); цены на советские открытки — в диапазоне от 5 до 10 тыс. руб. Арсен Мелитонян (куратор салона и президент Союза филокартистов России) сообщил на пресс-конференции о выпуске четырехтомной монографии по исследованию русской открытки.

В «Филателистической студии Пугачева» можно увидеть первую марку России (1858, 10 тыс. руб.), а вообще разброс цен на марки — от 10 руб. до нескольких миллионов.

Среди участников есть и хорошо знакомые по антикварным салонам «Бумажная коллекция Чапкиных» с гравюрами и открытками, арт-агентство «Колония» с графическими работами мастеров 1920–1930-х годов, «Среди коллекционеров» со своими изданиями. А компания «Антик-инвест» представила новый проект «Галерея графических искусств» с работами русских и советских авторов от Алексея Саврасова до Юрия Пименова и разбросом цен от двух тысяч до нескольких десятков тысяч долларов.

Выставочная и коммерческая части салона отлично дополняют друг друга, охватывая практически всю историю отечественных «бумажных работ». Из собрания Сергея и Татьяны Подстаницких сформирована прелестная выставка «Русский графический портрет первой половины XIX века». На стыке истории, каллиграфии и печатного дела — выставка «Русская свадьба в приглашениях» из коллекции галереи «Бумажные сокровища», где можно увидеть карточки, которыми Михаил Васильевич Нестеров приглашал на свадьбу своей дочери Ольги; самая ранняя свадьба из этой коллекции состоялась в 1810 году.

Российская государственная библиотека искусств решила показать, насколько широка сфера интересов библиотеки, и выставила историю русского театра (назвав проект «Нетрадиционные виды библиотечного собирательства»), запечатленную на открытках с портретами известных актеров — вид собирательства, исключительно популярный в течение десятилетий до появления возможности вырезать портреты из журналов и скачивать из Интернета.

Международная конфедерация союзов художников, в закромах которой есть не только живопись, дающая громкие результаты на лондонских аукционах, представила выставку «Толщина времен» с графикой советских авторов 1960–1980-х годов (общий объем графической коллекции МКСХ — около 40 тыс. работ).

А если вы думаете, что шоколадные обертки — это обязательно что-то нежное и трогательное, посмотрите выставку Музея упаковки «Серебряный век русского фантика». Дореволюционный русский шоколад был суров: на обертках шоколадок «Борьба» изображены атлеты, демонстрирующие правильное выполнение борцовских захватов — одно из популярных спортивных развлечений начала ХХ века.

На ярмарке представила себя новая площадка под названием NewAuction, наследующая интернет-аукциону Molotok (он был закрыт в августе по решению иностранных коллекционеров). Как рассказала Алия Бирюкова, руководитель направления «Антиквариат и предметы коллекционирования» новой площадки, за первый месяц работы сайта newauction.ru на торги в соответствующем разделе было выставлено около 3,5 млн коллекционных лотов, каждую неделю регистрируется по несколько тысяч новых пользователей, которые уже успели сделать более 195 тыс. ставок на аукционных торгах.

В рамках образовательной программы «Старой бумаги» прошли мастер-классы и лекции, а также круглый стол, на котором антикварный обозреватель Надежда Назаревская рассказала о тенденциях и ценах на рынке уникальной и тиражной графики. Среди свежих трендов в России — рост цен на рисунки «первых имен», в частности соцреалистов Александра Дейнеки и Юрия Пименова, а также неожиданный спрос на старую русскую открытку.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+