18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Как голландскую избушку царя Петра, колыбель империи, по словам поэта, помог отремонтировать российский меценат

Восьмого марта в присутствии посла России в Королевстве Нидерланды Романа Колодкина и бургомистра города Зандама Хейке Фабера, а также представителей руководства военно-морских сил Нидерландов после годовой реставрации был торжественно открыт дом Петра I. Мероприятие дало старт перекрестной программе Года России — Голландии.

Историческая святыня, находящаяся на территории голландского Зандама (10 км к северу от Амстердама, на берегу Северного моря), требовала ремонта — в ноябре 2012 года заботу на себя взяла Группа «Сумма», частный холдинг в области инфраструктуры морских портов, инженерных сооружений, предприятий нефтедобывающей и газовой отраслей, возглавляемая Зиявудином Магомедовым. В 2011 году «Сумма» выиграла тендер на строительство и управление новым нефтяным терминалом в порту Роттердама. Так что решение внести посильный вклад в восстановление символа российско-нидерландской дружбы вполне обоснованно. В ходе реставрации был укреплен фундамент, обновлены каменная кладка и климатические системы.

«Над бедной хижиною сей витают Ангелы святые: Великий князь, благоговей! Здесь колыбель империи твоей, здесь родилась великая Россия!» — взывал поэт Василий Жуковский к воспитаннику, будущему императору Александру II, во время их совместного посещения деревянного домика в Зандаме. Великий предок, Петр I, под именем урядника Преображенского полка Петра Михайлова в 1697 году прибыл с Великим посольством в голландский городок осваивать корабельное ремесло на здешних верфях. У местного морского кузнеца снял жилье — небольшой уютный двухкомнатный домик с изразцовой печкой. Спал русский царь полусидя, в «нише для спанья», больше напоминающей шкаф. Буквально через неделю инкогнито было раскрыто, стали докучать назойливые посетители. Пришлось Петру покидать Зандам — царь купил буер и уплыл в Амстердам. Домик был, однако, сохранен; наследники хозяина продали его за 178 флоринов одному любителю истории. В 1818 году уже за 6 тыс. флоринов мемориальное жилище великого преобразователя России было приобретено королем Голландии Вильгельмом I Оранским в подарок невестке, дочери Павла I Анне Павловне, жене наследного принца. Избушка приобрела статус исторического объекта и превратилась в музей. С тех пор вседержители российского престола считали своим долгом побывать в Зандаме: кто мемориальную доску оставит, кто каменным футляром со стрельчатыми окнами хижину обнесет, кто балками укрепит ветшающее строение. В 1948 году, когда наследники Романовых официально отказались от прав на домик, он снова перешел на баланс муниципалитета, став филиалом городского музея.

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
6
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
Наша газета составила традиционный список номинантов на ежегодную премию за 2023 год в пяти категориях: «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года», «Личный вклад». Знакомьтесь с ее лонг-листом. Лауреаты будут объявлены 13 марта
08.02.2024
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
7
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
Коллеги из The Art Newspaper из множества выставок, которые ежегодно проводятся в мире, выбрали самые интересные и поделились подробностями
05.02.2024
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+