18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

Восемь великих художников XVII века нашли себе автора

Ян Вермеер. «Девушка, читающая письмо у открытого окна». 1657-1659.  Фото: Rijksmuseum
Ян Вермеер. «Девушка, читающая письмо у открытого окна». 1657-1659.
Фото: Rijksmuseum
№135, октябрь 2025
№135
Материал из газеты

Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия

Западная Европа, XVII век. В исторической классификации — становление Нового времени. Это понятие Александр Якимович, автор книги «Художники XVII века. Новаторы, экспериментаторы, нонконформисты», использует довольно часто, словно желая подчеркнуть: рассматриваемая им эпоха отличается от прежних, она во многом беспрецедентна. Хотя, конечно, и Ренессанс был судьбоносным периодом для европейского искусства, да что говорить — из него-то и вышло все дальнейшее. Другая книга этого автора, изданная в 2021 году, носила сходное название — «Художники Возрождения. Новаторы, экспериментаторы, нонконформисты». В нынешнем заголовке присутствуют те же формулировки, но фигуры, ими охарактеризованные, уже ощутимо иные. И эпоха тоже другая: как сказано у Шекспира, «распалась связь времен».

Якимович стремится поведать о том искусстве без музейной оптики и отчасти вне академического контекста — так, чтобы читатель почувствовал: художники, о которых идет речь, действительно прокладывали новые пути, нередко сталкиваясь с непониманием — или же с ограниченным пониманием, недотягивающим до истинного масштаба свершений

Якимович А. «Художники XVII века: Новаторы, экспериментаторы, нонконформисты. М.: Искусство — XXI век, 2025. 328 с., ил.
Якимович А. «Художники XVII века: Новаторы, экспериментаторы, нонконформисты. М.: Искусство — XXI век, 2025. 328 с., ил.

Издание представляет собой серию биографических очерков — преимущественно о творчестве, точнее, о свободе творчества, а если еще точнее — об индивидуальных стратегиях по подрыву окружающей нормативности. Рассказать об этом — достойная задача сама по себе, но у книги обнаруживается и сверхзадача, о которой будет сказано ниже.

Главных героев здесь восемь, и все они из первого ряда: Микеланджело Меризи да Караваджо, Питер Пауль Рубенс, Адриан Браувер, Лоренцо Бернини (им посвящены главы начального раздела «Буря разразилась»), а следом — Никола Пуссен, Рембрандт Харменс ван Рейн, Диего Веласкес, Ян Вермеер (вторая часть, получившая название «В поисках тишины и мудрости»). Впрочем, это для нас они все великие, а при их жизни бывали и другие мнения. Караваджо в книге предсказуемо именуется «мятежной творческой натурой», поздний Рембрандт — художником, «отключившимся от реальной истории, от социума и человеческой реальности». Браувер отнесен к числу «сердитых фламандцев», писавших «злые картины», а про Вермеера, «креативного эгоцентрика», сообщается, что он «совершенно не заботился о том, чтобы нам рассказать историю».

Караваджо. «Давид с головой Голиафа». Около 1610.  Фото: Galleria Borghese
Караваджо. «Давид с головой Голиафа». Около 1610.
Фото: Galleria Borghese

Правда, у остальных героев прижизненная репутация безупречна, и почитание их современниками налицо, однако тут возникает закономерный вопрос: а что насчет «новаторов, экспериментаторов, нонконформистов»? Это Бернини, что ли, нонконформист? Или Пуссен — экспериментатор? Что ж, не следует прикладывать к каждому из заявленных художников все три характеристики сразу (хотя вот Пуссен, полагает Якимович, как раз вполне экспериментировал). Достаточно того, что все они — безусловные новаторы, а с индивидуальными особенностями можно и нужно разбираться.

И автор с ними действительно разбирается, только на свой лад. Читатель очень скоро начинает осознавать, что полновесных жизнеописаний с авантюрно-психологическими деталями ему не предложено. Главные действующие лица у Якимовича отнюдь не романные персонажи, а фигуры на исторической сцене. По сути, зачинатели и носители новой типажности. Не было раньше живописцев или скульпторов, которые бы мыслили и поступали, как Караваджо, Рубенс, Бернини, Рембрандт, — и вот они появились, образуя невиданный доселе диапазон. Якимович пишет об этом с воодушевлением, порой даже со страстью, которая легко может заменить собой беллетристические эмоции.

Примечательно, что автор не отделывается общими словами и терминологией: мол, все ясно, пришло барокко — отворяй ворота. Нет, не так уж и ясно. Для осмысления привлекаются литература, философия и даже астрономия (гелиоцентрическая система мира буквально перепахала сознание интеллектуалов XVII века). А значит, разрастается и круг упоминаемых имен — за счет того же Шекспира с Сервантесом, Декарта и Паскаля, Галилея и Ньютона. Плюс, разумеется, возникают другие художники — предшественники и прямые последователи. Плюс заказчики и меценаты, люди в сфере искусства не последние.

Адриан Броувер. «Крестьяне, дерущиеся из-за карт». 1606-1638.  Фото: Alte Pinakothek, Munich
Адриан Броувер. «Крестьяне, дерущиеся из-за карт». 1606-1638.
Фото: Alte Pinakothek, Munich

Чем дальше, тем заметнее книга населяется разного рода персонажами, и ладно бы только из XVII столетия. Но встречаем мы на ее страницах и Поля Сезанна, и Казимира Малевича, и Михаила Ларионова, и Эдварда Хоппера. Много кого встречаем из будущих «новаторов, экспериментаторов, нонконформистов», и на каждого проецируется что-нибудь из идей и концепций былой эпохи. Это напоминает гипертекст, и тут самое время вспомнить про сверхзадачу, о которой речь заходила выше. Александр Якимович — автор множества книг и статей; они писались на протяжении десятилетий, и, если даже следовали какой-то обдуманной программе, для посторонних это не было очевидно. А теперь проступает возможный замысел: осознать и по-своему интерпретировать искусство от Ренессанса до почти наших дней. Прежде всего европейское, но в ХХ веке еще и американское, и советское. Книга «Полеты над бездной. Искусство, культура, картина мира. 1930–1990» была написана в 2009 году и недавно перевыпущена в том же издательстве «Искусство — XXI век». Так что дело теперь за XVIII и XIX столетиями, и хронология почти сомкнется — если, конечно, автор ставил перед собой подобную цель. Вообще-то мог бы и замахнуться. Ему есть что сказать из того, о чем умалчивают поисковые компьютерные системы. 

Самое читаемое:
1
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
2
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
3
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
4
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
5
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
6
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
На выставке «Выпуск ’25» в «Паркинг Галерее» в «Зарядье» представлены работы начинающих художников, выпускников художественных и архитектурных вузов Москвы
17.10.2025
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
7
ЦВК Béton подготовил спецпрограмму для The Art Film Festival
Показы фильмов об искусстве, дискуссии с экспертами и тематические лекции пройдут в Центре визуальной культуры Béton в рамках The Art Film Festival
17.10.2025
ЦВК Béton подготовил спецпрограмму для The Art Film Festival
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+