18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

Ленинградскому художнику Борису Ермолаеву простое давалось сложно

Борис Ермолаев. «Поздравление».1963.  Фото: Галеев-галерея
Борис Ермолаев. «Поздравление».1963.
Фото: Галеев-галерея
№133, июль-август 2025
№133
Материал из газеты

И по возрасту, и по творческому окружению он вполне мог оказаться в рядах авангардистов, но судьба уготовила для него более затейливый путь. Каталог московской выставки Ермолаева дает понять, что этот художник менялся, потому что всегда искал истину

Привычный и во многом справедливый тезис о том, что художник обязан развиваться, подразумевает все же внутреннюю эволюцию, а не следование конъюнктуре. Иногда эти категории путают — и сами художники, и зрители. Впрочем, объективного критерия, позволяющего с уверенностью отличить одно от другого, не существует — оценивать часто приходится на глазок. Метод не научный, зато по-своему эффективный.

Наследие ленинградского художника Бориса Ермолаева (1903–1982) при первом знакомстве может несколько озадачить. Почему он такой разный в разные свои периоды? Всегда интересный, да, но уж слишком переменчивый — будто раз в десять лет начинал какую-то новую жизнь. Такое в ХХ веке было, конечно, свойственно многим авангардистам, начиная с Пабло Пикассо, однако Ермолаев не относился к числу явных авангардистов даже в молодости, в 1920-е годы, не говоря о последующих временах. Диссидентом тоже не был. До последних дней он оставался вполне официальным художником, вписанным в структуру ленинградского творческого союза. Тем не менее порой резко менял и стиль, и технику, и художественные задачи — отнюдь не вслед за «колебаниями линии партии», а по некой собственной логике. Эта логика и была отражением внутреннего развития.

«Борис Николаевич Ермолаев (1903–1982): Живопись, рисунок, эстамп». М.: Галеев-галерея, 2025. 192 с., ил.
«Борис Николаевич Ермолаев (1903–1982): Живопись, рисунок, эстамп». М.: Галеев-галерея, 2025. 192 с., ил.

Понять, о чем речь, позволяет альбом, издание которого приурочено к персональной выставке Бориса Ермолаева «Праздники» (до 15 августа) в московской «Галеев-галерее». Нынешний камерный показ — первый посвященный Ермолаеву в Москве — может показаться чем-то вроде постскриптума к выставке, прошедшей в Государственном Русском музее в 2023 году, к 120-летию этого автора. Только стоит иметь в виду, что ГРМ представлял тогда лишь городские пейзажи и бытовые сценки 1930-х. Это была важная для Ермолаева страница творческой биографии, но имелись и другие, предшествующие и последующие. Пусть иной раз и почти конспективно, они все же отображены в московской экспозиции — а в каталоге еще и прокомментированы, в том числе самим художником, оставившим после себя записи-размышления.

Борис Ермолаев. «Плавательный бассейн». 1957.  Фото: Галеев-галерея
Борис Ермолаев. «Плавательный бассейн». 1957.
Фото: Галеев-галерея

Начинал он как журнальный и книжный иллюстратор, увлекался натурным рисованием на улицах города, постепенно переключился на живопись, главными героями которой стали ленинградские окраины и их обитатели. В 1930 году, увидев музейную выставку Нико Пиросмани, Борис Ермолаев буквально заболел наивным искусством и создал собственную, пронзительную версию неопримитивизма. С началом войны ушел на фронт, в 1943 году получил тяжелое ранение и вернулся к работе, только уже с другой творческой программой: им овладела страсть к литографии. В этой сфере он тоже был очень разным: то импрессионистом, то фовистом, то потаенным супрематистом, то метафизиком. В итоге возникали совершенно непохожие друг на друга, почти концептуальные серии. Одна из наиболее протяженных (и опять-таки довольно неожиданных) — «Деревня» 1950–1960-х, яркая декоративная сюита на тему космизма сельских будней.

Борис Ермолаев. «Кафе» Серия «Горожане». 1947.  Фото: Галеев-галерея
Борис Ермолаев. «Кафе» Серия «Горожане». 1947.
Фото: Галеев-галерея

Разобраться в оттенках разных периодов помогает биографический очерк «Творчество Бориса Ермолаева: кисть, перо и камень», написанный Натальей Козыревой, заведующей отделом рисунка и акварели Русского музея. Важны и суждения младших друзей-современников — искусствоведов Юрия Русакова и Льва Мочалова, и мемуарные свидетельства художника Вадима Бродского. Хотя, пожалуй, в части внутренней мотивации наибольшее значение имеют соображения самого главного героя. Он, в частности, писал: «Заказчик моих произведений — это я, моя совесть, мой разум, мое сердце, мое чувство, моя душа. Нужно прожить очень долгую жизнь, чтобы стать ребенком». Вероятно, путь Ермолаева, вроде бы извилистый и переменчивый, так и нужно воспринимать: как поиск искренности и чистоты.

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
08.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
7
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Музей, о планах создания которого на территории квартала «ЗИЛАРТ» было объявлено десять лет назад, открылся тремя выставками
03.12.2025
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+