18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Свои дома и чужие лица: корейские художники ставят диагноз социуму

Стремление заново обрести дом — одна из главных тем в корейском социуме.  Фото: Seoul Museum of Art
Стремление заново обрести дом — одна из главных тем в корейском социуме.
Фото: Seoul Museum of Art
№132, июнь 2025
№132
Материал из газеты

Им есть что поведать согражданам, пусть даже те не всегда готовы прислушиваться. В книге Алины Стрельцовой «Современное искусство Кореи» внимательно рассмотрены тренды и нарративы, корни которых лежат в недавнем прошлом страны

Встретив на офлайновой полке или в интернет-магазине книгу под названием «Современное искусство Кореи», вряд ли станешь задаваться вопросом, что за Корея тут имеется в виду: Северная, Южная или обе сразу. Если бы даже и появился вдруг обзор актуального северокорейского искусства (хотя совершенно непонятно, откуда ему взяться), он наверняка носил бы другое название. В данном же случае без вариантов: речь о той части Корейского полуострова, что расположена южнее пресловутой 38-й параллели, границы между двумя государствами-антагонистами. Впрочем, северный сосед все-таки присутствует на страницах книги — в качестве почти зазеркального, но значимого образа.

В упомянутом печатном труде вообще нередко затрагиваются глубинные социально-политические аспекты южнокорейской жизни — и прежней, и нынешней. Это не типично для жанра панорамных обзоров, обычно преподносящих арт-сцену той или иной страны в беглой перечислительно-сравнительной манере. Собственно, в книге Алины Стрельцовой, шеф-редактора московского журнала «Искусство», панорамы как таковой и нет. А есть авторское исследование, облеченное в форму сопряженных между собой, но все же автономных текстов, что отражено в подзаголовке «Восемь эссе о поисках дома, чужих лицах и живых деревьях». Следует добавить, что у книги имеется почти соавтор — фотограф Юрий Пальмин, щедро снабдивший издание архитектурными видами Сеула.

Стрельцова А. «Современное искусство Кореи: Восемь эссе о поисках дома, чужих лицах и живых деревьях». М.: АСТ, 2025. 336 с., ил.
Стрельцова А. «Современное искусство Кореи: Восемь эссе о поисках дома, чужих лицах и живых деревьях». М.: АСТ, 2025. 336 с., ил.

История эта началась с тематического корейского номера, выпущенного тем самым журналом «Искусство» в 2022 году. «Я довольно быстро обнаружила, — пишет Алина Стрельцова в предисловии к книге, — что прямая речь художников — это, конечно, хорошо, но читателям все же не хватает комментариев и навигации». Отсюда вырос последующий проект, поддержанный издательством АСТ. Высказывания художников и архитекторов — Ан Кёнсу, Ли Усона, О Хёнгына, Чо Пёнсу и ряда других — представлены здесь устойчивым пунктиром; при этом авторский текст явно выходит за рамки комментария, превращаясь в голос рассказчика. Не всеведущего, нет. Исследовательница сразу оговаривается: «Я не кореист» — и подчеркивает, что «сложный азиатский контекст требует очень глубокого погружения». Тем не менее голос этот вполне звучит: он принадлежит вдумчивому наблюдателю и любознательному интервьюеру.

Что же открывает для себя наблюдатель путем расспросов, созерцания, визитов на выставки и в мастерские, а также чтения художественной литературы и просмотра кинофильмов с телесериалами? Открывает явления чаще всего занимательные; иногда почти экзотические, а порой навевающие ассоциации с другими странами, в том числе с нашим отечеством, как ни странно. Может показаться, что рассказ то и дело норовит уйти от контекста визуальных искусств, но в действительности любые отступления от заявленной темы служат тому, чтобы стала понятнее подоплека некоторых художественных тенденций.

В Южной Корее имеются и старые традиции, и новая реальность. Они друг друга вроде бы не отменяют, но говорить о преемственности трудно: местные жители ощущают себя очень «переформатированными», а свою жизнь — радикально иной по сравнению с прошлым. «Дом родителей или бабушки, где ты жил в детстве, уже не существует, — говорит в интервью Ли Чихён, директор Музея современного искусства в Сеуле. — И все как будто ищут этот дом, хотят вернуться домой, но дома больше нет, — это наш общий опыт и общие чувства».

Стремление заново обрести дом — одна из главных тем в корейском социуме Фото: Seoul Museum of Art
Стремление заново обрести дом — одна из главных тем в корейском социуме
Фото: Seoul Museum of Art

Стремление заново обрести дом — одна из главных тем в корейском социуме (и в рецензируемой книге). Вот только что это за дом, если того, родного, давно уже нет? Тут все непросто. В крупных городах теперь модно воссоздавать ханоки, традиционные корейские жилища из необработанного дерева. Они похожи на настоящие, однако это «гламуризированные, хипстерские ханоки», по выражению фотографа Ким Уёна, который отыскивает и «портретирует» как раз подлинные, аутентичные дома.

Существуют даже целые селения в пригородах Сеула, состоящие из старых лачуг. Эти поселки-спутники называют «лунными деревнями». То, что пока не уничтожено девелоперами, пытаются защищать активисты. В книге говорится об опыте арт-резиденций в таких кварталах — и вот что выясняется: сами жители нередко настроены против своих радетелей. Кому-то в принципе не нравятся посторонние, сующие нос в чужие дела; другие были бы только рады, если бы хибары снесли, а их обитателей переселили в новое, типовое жилье. Хотят жить «как люди».

Живописец Ан Кёнсу, неутомимо запечатлевающий виды «лунных деревень», к ситуации относится философски: «Нехудожники, назовем их так, не могут себе позволить запоминать, у них нет памяти, нет интереса к тому, что было вчера, какими они были вчера; они даже не знают, что можно задаваться подобными вопросами. Поэтому этими вопросами задаются художники».

Одна из главных тем для живописца Ана Кёнсу — драматичное сосуществование не столь уж давнего прошлого с современностью.  Фото: Seoul Museum of Art
Одна из главных тем для живописца Ана Кёнсу — драматичное сосуществование не столь уж давнего прошлого с современностью.
Фото: Seoul Museum of Art

Из книги Алины Стрельцовой сам собой напрашивается вывод о том, что современное искусство Кореи — как минимум, заметная его часть — это отклик на проблемы, существующие в обществе. Будь то повальное увлечение пластической хирургией, отчасти ставшее побочным эффектом культуры K-pop, которая распространилась из Кореи по всему миру («Сейчас пластическая операция — это лучший подарок школьнику или школьнице», — замечает на страницах книги косметолог Ли Еын), или болезненно переживаемая утрата связи с традиционными религиями (не только буддизмом), или еще травматический опыт не столь уж давней жизни при диктатуре — все это превращается в предмет рефлексии для художников. Которые, как правило, именно рефлексируют, а не раздают пощечины общественному вкусу.

Корейские художники осознают, конечно, свою принадлежность к большому миру и международной арт-сцене, но уже не испытывают надобности подстраиваться под внешние стандарты. Хотя и почвенниками их не назовешь. Они работают, порой испытывая сопротивление среды, однако это та среда, которая их и стимулирует. Потому что они в ней живут. 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+