18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Под масками Джеймса Энсора организаторы брюссельской выставки ищут самого художника

Джеймс Энсор. «Пьеро и скелеты». 1905. Фото: BOZAR
Джеймс Энсор. «Пьеро и скелеты». 1905.
Фото: BOZAR

«Джеймс Энсор. Маэстро» — в названии проекта обыгрывается несколько смыслов, в том числе малоизвестный факт биографии: Энсор был не только знаменитым художником, но и талантливым музыкантом и композитором

К своему 40-летию в 1900 году бельгийский художник Джеймс Энсор (1860–1949) создал почти все прославившие его работы: картины, рисунки и печатную графику, изображающие мир в виде жуткого и хаотического представления. Маска и череп, его фирменные образы, стали для художника своего рода друзьями, надежным источником вдохновения, который можно использовать снова и снова до бесконечности. Но исчерпывается ли творчество Энсора этой кипучей смесью карнавала и Хеллоуина? Организаторы открывшейся в брюссельском Дворце изящных искусств (Bozar) выставки уверены, что нет.

В экспозицию, приуроченную к 75-летию со дня смерти Джеймса Энсора, вошло полторы сотни произведений. Ее подготовил Ксавье Трико, бельгийский искусствовед и автор каталога-резоне «Энсор. Все картины». Он объясняет, что слово «маэстро» в названии выставки, с одной стороны, обусловлено тем, что Энсор мастерски владел разнообразными художественными техниками, а с другой — отсылает к миру классической музыки, ведь Энсор был талантливым музыкантом и композитором. Делая акцент на произведениях, созданных художником в поздний период, организаторы выставки отводят особое место его малоизвестному балету 1911 года «Гамма любви», представленному здесь через самые разные экспонаты — от оригинальной рукописной партитуры до афиш авторства Энсора, и позиционируют это произведение как квинтэссенцию его разносторонней одаренности.

Выставка «Джеймс Энсор. Маэстро». Дворец изящных искусств (Bozar).  Фото: BOZAR
Выставка «Джеймс Энсор. Маэстро». Дворец изящных искусств (Bozar).
Фото: BOZAR

Все обстоятельства жизни Джеймса Энсора словно специально складывались так, чтобы он стал летописцем гротеска. Он прожил почти всю свою жизнь в бельгийском городе Остенде, курорте на Северном море и столице карнавальных гуляний. Его семья держала сувенирную лавку, в которой продавались карнавальные маски, марионетки и прочие безделушки, впоследствии ставшие лейтмотивом его творчества. Получив художественное образование в Брюсселе, Энсор стал выставляться в начале 1880-х годов, а к концу десятилетия его нервные и зловещие, будто вышедшие из горячечного сна, композиции заняли прочное место в ландшафте европейского авангарда.

В экспозиции прослеживается путь художника от ученического увлечения импрессионизмом до его рано сформировавшегося зрелого стиля — через такие работы, как, например, «Икона. Портрет Эжена Демольде» (1893) из Музея Грунинге в Брюгге. На этой картине маслом и карандашом на доске Энсор поместил характерную нидерландскую религиозную композицию над демонической троицей, состоящей из его друга и двух фигур по бокам, то ли нарядившихся на карнавал в Остенде, то ли сошедших с босховского видения ада. А на картине «Пьеро и скелеты» (1905) ад уже расположился в самом центре композиции, изображающей героя пантомимы с окровавленным ножом в руке, окруженного толпой наряженных в карнавальные костюмы скелетов.

Сложность с Энсором заключается в том, что совершенно непонятно, какое место он занимает в истории искусства или даже к какому периоду относится. Считать ли его предтечей модернизма, держащим кривое ярмарочное зеркало, в котором отражается неизбывность человеческого удела? Или все же он был настоящим модернистом с собственным внутренним зеркалом, свидетельствовавшим о копящихся искажениях современного мира? Делая акцент на «Гамме любви» — представлении для группы танцоров в костюмах марионеток — Трико уверенно относит Энсора к «прекрасной эпохе», представляя его как увлеченного вагнерианца, поставившего перед собой задачу создать собственный гезамткунстверк.

Выставка «Джеймс Энсор. Маэстро». Дворец изящных искусств (Bozar).  Фото: Yannick Sas / BOZAR
Выставка «Джеймс Энсор. Маэстро». Дворец изящных искусств (Bozar).
Фото: Yannick Sas / BOZAR

Хотя поначалу Джеймс Энсор пользовался весьма скандальной репутацией, перед Первой мировой войной он сильно продвинулся на пути к тому, чтобы стать респектабельной фигурой в бельгийском искусстве. В 1929 году король Альберт пожаловал ему титул барона, а открывшийся незадолго до этого Дворец изящных искусств провел огромную ретроспективу художника, в которую включили и 2,5-метровый сатирический шедевр «Вход Господень в Брюссель в 1889 году» (1888), до этого ни разу не экспонировавшийся публично из-за своей провокационности. В 1987 году работа попала в США и теперь входит в число знаковых экспонатов Музея Гетти в Лос-Анджелесе. Трико включил в экспозицию несколько архивных фотографий ретроспективы 1929 года, на одной из которых картину можно увидеть в оригинальной брюссельской развеске. Другая фотография, получившая название «Джеймс Энсор в окружении масок», представляет собой ироничный портрет седого художника-барона, окруженного одетыми в карнавальные костюмы сотрудниками музея, словно бы сошедшими с его картин.

Дворец изящных искусств (Bozar)
«Джеймс Энсор. Маэстро»
До 23 июня

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
5
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
6
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
7
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+