18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Сад земных наслаждений», или Человечество на осадном положении

Триптих Иеронима Босха «Сад земных наслаждений» за минувшие столетия получил множество самых разных интерпретаций и оказал заметное влияние на художников ХХ века.  Фото: Museo del Prado
Триптих Иеронима Босха «Сад земных наслаждений» за минувшие столетия получил множество самых разных интерпретаций и оказал заметное влияние на художников ХХ века.
Фото: Museo del Prado
№131, май 2025
№131
Материал из газеты

Работы Иеронима Босха, Макса Бекмана и Уильяма Кентриджа рассмотрены и интерпретированы в новой книге Джозефа Кёрнера, профессора Гарвардского университета, сквозь призму так называемого осадного менталитета

Наместник испанской короны в Нидерландах Фернандо Альварес де Толедо-и-Пиментель, герцог Альба мечтал заполучить «Сад земных наслаждений» Иеронима Босха (около 1450 — 1516). Триптих, работу над которым Босх завершил примерно в 1500 году, уникален даже для творчества самого этого художника. На внешней стороне закрытых створок изображен только что созданный мир в виде темного острова, дрейфующего в бледно-сером океане. Но, когда створки открываются, перед зрителем предстает карнавал красок, особенно в центральной части триптиха. Он видит толпы обнаженных людей, предающихся удовольствиям с такой жадностью, будто от этого зависит их жизнь. В книге «Искусство в осаде» Джозеф Лео Кёрнер очень точно передал основной нарратив триптиха: «В этом саду никто не говорит „нет“».

Однако конец света совсем близко. При этом содержание боковых панелей триптиха (одна изображает Адама и Еву перед грехопадением, а другая — души, корчащиеся в адских муках) отнюдь не портит впечатления от панорамы греховных наслаждений в центре. Неудивительно, что влиятельный исследователь творчества Босха Вильгельм Френгер (1890–1964), на которого Кёрнер часто ссылается, считал, что эта работа не порицает, а воспевает страсть и вожделение. Существует версия, что художник вдохновлялся идеями тайной христианской секты адамитов, которые были убеждены, что для людей естественно давать волю своим желаниям.

Joseph Leo Koerner. Art in a State of Siege. Princeton University Press. 408 с.: 32 цв. и 103 ч/б ил. $37, £30. На английском языке
Joseph Leo Koerner. Art in a State of Siege. Princeton University Press. 408 с.: 32 цв. и 103 ч/б ил. $37, £30. На английском языке

Джозеф Кёрнер, профессор истории искусства в Гарвардском университете, выступает еще и в роли писателя, владеющего живой и увлекательной манерой изложения. Мы узнаем, что в XVI веке копии фантастических картин Босха широко расходились по всей Европе. Нередко их пытались выдавать за подлинники, коптя над очагом. Но герцогу Альбе не нужны были подделки. Когда в 1567 году его люди захватили дворец Вильгельма Оранского в Нассау, мажордом отказался сообщить им, где спрятаны картины. Кёрнер приводит рассказ одного из свидетелей тех событий: «Они поднимали его вверх на дыбе, привязав к ногам гирю в 100 фунтов, пока его руки не коснулись верхнего блока, а потом добавили гирю в 150 фунтов». Чтобы наверняка добиться своего, они жгли жертву огнем и ломали ему руки и ноги. Зачем нужен ад, если люди сами могут причинять такую боль друг другу? Герцог получил свое — беззаботные грешники Босха теперь резвятся в мадридском Музее Прадо.

«Искусство в осаде» — книга, основанная на серии лекций, посвященных великому искусствоведу Эрнсту Гансу Гомбриху (1909–2001) и прочитанных автором в 2016 году в лондонском Институте Варбурга, — это захватывающая и во многих отношениях сложная работа. Кёрнер стремится овладеть интеллектуальной сутью произведения Босха так же, как герцог Альба стремился обладать им физически. «Искусство Босха облекло в конкретную форму воображаемого врага каждого зрителя здесь и сейчас», — пишет Кёрнер. Он полагает, что осадный менталитет, который нашел тут свое отражение (человечество изображено на грани земного бытия), может служить ключом к пониманию произведений и других авторов. Речь идет прежде всего о зловещем «Автопортрете во фраке» (1927) немецкого модерниста Макса Бекмана (1884–1950), а также об анимированных рисунках нашего современника, южноафриканского мультимедиахудожника Уильяма Кентриджа.

Макс Бекман. «Автопортрете во фраке».   Фото:  Busch-Reisinger Museum/Cambridge/Massachusett, USA
Макс Бекман. «Автопортрете во фраке».
Фото: Busch-Reisinger Museum/Cambridge/Massachusett, USA

Рассуждая о триптихах, Кёрнер предлагает нашему вниманию собственный. Он признает, что по-особенному относится к каждому из художников, которым посвящены три главы его книги. Босх был объектом его научного интереса в течение многих десятилетий. Автопортрет Бекмана, находящийся в коллекции гарвардского Музея Буша — Райзингера, нередко становился темой экскурсий Кёрнера для посетителей и студентов. А когда много лет назад автор впервые побывал на выставке Кентриджа, его рисунки напомнили Кёрнеру о творчестве собственного отца — американского живописца, родившегося в Вене и пережившего холокост. В книге приведена репродукция поразительной работы Генри Кёрнера «На волоске» (1946), изображающей фигуры обнаженных людей в стиле Босха, которые копаются в руинах на месте своего разбомбленного дома.

Зигмунд Фрейд считал, что на протяжении всей жизни мы ощущаем себя в осаде — преследуемые не внешними дьявольскими силами, а теми, что породили сами. Это мнение Кёрнер, похоже, разделяет, хотя его собственных демонов породили другие люди. Босх жил в то время, когда города зачастую попадали в военную осаду (Константинополь был покорен османами в 1453 году, вскоре после рождения нидерландского художника); нацисты заклеймили творчество Бекмана как «дегенеративное»; Кентридж вырос в аду южноафриканского апартеида.

Макс Бекман.  «Отъезд».1935.   Фото: MOMA
Макс Бекман. «Отъезд».1935.
Фото: MOMA

Выразительный триптих Бекмана «Отъезд» (1932–1935), завершенный после прихода к власти в Германии нацистов, построен на контрасте между центральной частью, где изображен плывущий по голубому океану король со свитой, и боковыми частями — с фигурами страдальцев, у которых завязаны глаза, связаны руки и заткнуты рты. Называя работы Бекмана «маяком для находящихся в опасности душ», Кентридж несколько лет не расставался с открыткой, на которой была репродукция картины «Смерть» (1938) этого немецкого художника.

В предисловии к книге Кёрнера говорится, что источником вдохновения для него послужил «атлас визуальных образов» историка искусства Аби Варбурга (1866–1929), который тот начал составлять после трехлетнего пребывания в психиатрической клинике. Атлас представлял собой скомпонованные по определенному принципу на больших панелях наборы репродукций и изображений различного происхождения. Взаимосвязи и взаимные влияния, о которых говорит Кёрнер, не всегда очевидны: он заглядывает во все темные углы и углубляется в неизведанные туннели, но в итоге где-то обязательно брезжит свет. 

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
3
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
6
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
7
У Бориса Мессерера свои счеты со временем
Выставка в Московском музее современного искусства подчеркивает полифонию творческих интересов, жанров и техник знаменитого художника, а центральная инсталляция в виде мельницы приобретает новое звучание
04.08.2025
У Бориса Мессерера свои счеты со временем
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+