18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

«Сад земных наслаждений», или Человечество на осадном положении

Триптих Иеронима Босха «Сад земных наслаждений» за минувшие столетия получил множество самых разных интерпретаций и оказал заметное влияние на художников ХХ века.  Фото: Museo del Prado
Триптих Иеронима Босха «Сад земных наслаждений» за минувшие столетия получил множество самых разных интерпретаций и оказал заметное влияние на художников ХХ века.
Фото: Museo del Prado
№131, май 2025
№131
Материал из газеты

Работы Иеронима Босха, Макса Бекмана и Уильяма Кентриджа рассмотрены и интерпретированы в новой книге Джозефа Кёрнера, профессора Гарвардского университета, сквозь призму так называемого осадного менталитета

Наместник испанской короны в Нидерландах Фернандо Альварес де Толедо-и-Пиментель, герцог Альба мечтал заполучить «Сад земных наслаждений» Иеронима Босха (около 1450 — 1516). Триптих, работу над которым Босх завершил примерно в 1500 году, уникален даже для творчества самого этого художника. На внешней стороне закрытых створок изображен только что созданный мир в виде темного острова, дрейфующего в бледно-сером океане. Но, когда створки открываются, перед зрителем предстает карнавал красок, особенно в центральной части триптиха. Он видит толпы обнаженных людей, предающихся удовольствиям с такой жадностью, будто от этого зависит их жизнь. В книге «Искусство в осаде» Джозеф Лео Кёрнер очень точно передал основной нарратив триптиха: «В этом саду никто не говорит „нет“».

Однако конец света совсем близко. При этом содержание боковых панелей триптиха (одна изображает Адама и Еву перед грехопадением, а другая — души, корчащиеся в адских муках) отнюдь не портит впечатления от панорамы греховных наслаждений в центре. Неудивительно, что влиятельный исследователь творчества Босха Вильгельм Френгер (1890–1964), на которого Кёрнер часто ссылается, считал, что эта работа не порицает, а воспевает страсть и вожделение. Существует версия, что художник вдохновлялся идеями тайной христианской секты адамитов, которые были убеждены, что для людей естественно давать волю своим желаниям.

Joseph Leo Koerner. Art in a State of Siege. Princeton University Press. 408 с.: 32 цв. и 103 ч/б ил. $37, £30. На английском языке
Joseph Leo Koerner. Art in a State of Siege. Princeton University Press. 408 с.: 32 цв. и 103 ч/б ил. $37, £30. На английском языке

Джозеф Кёрнер, профессор истории искусства в Гарвардском университете, выступает еще и в роли писателя, владеющего живой и увлекательной манерой изложения. Мы узнаем, что в XVI веке копии фантастических картин Босха широко расходились по всей Европе. Нередко их пытались выдавать за подлинники, коптя над очагом. Но герцогу Альбе не нужны были подделки. Когда в 1567 году его люди захватили дворец Вильгельма Оранского в Нассау, мажордом отказался сообщить им, где спрятаны картины. Кёрнер приводит рассказ одного из свидетелей тех событий: «Они поднимали его вверх на дыбе, привязав к ногам гирю в 100 фунтов, пока его руки не коснулись верхнего блока, а потом добавили гирю в 150 фунтов». Чтобы наверняка добиться своего, они жгли жертву огнем и ломали ему руки и ноги. Зачем нужен ад, если люди сами могут причинять такую боль друг другу? Герцог получил свое — беззаботные грешники Босха теперь резвятся в мадридском Музее Прадо.

«Искусство в осаде» — книга, основанная на серии лекций, посвященных великому искусствоведу Эрнсту Гансу Гомбриху (1909–2001) и прочитанных автором в 2016 году в лондонском Институте Варбурга, — это захватывающая и во многих отношениях сложная работа. Кёрнер стремится овладеть интеллектуальной сутью произведения Босха так же, как герцог Альба стремился обладать им физически. «Искусство Босха облекло в конкретную форму воображаемого врага каждого зрителя здесь и сейчас», — пишет Кёрнер. Он полагает, что осадный менталитет, который нашел тут свое отражение (человечество изображено на грани земного бытия), может служить ключом к пониманию произведений и других авторов. Речь идет прежде всего о зловещем «Автопортрете во фраке» (1927) немецкого модерниста Макса Бекмана (1884–1950), а также об анимированных рисунках нашего современника, южноафриканского мультимедиахудожника Уильяма Кентриджа.

Макс Бекман. «Автопортрете во фраке».   Фото:  Busch-Reisinger Museum/Cambridge/Massachusett, USA
Макс Бекман. «Автопортрете во фраке».
Фото: Busch-Reisinger Museum/Cambridge/Massachusett, USA

Рассуждая о триптихах, Кёрнер предлагает нашему вниманию собственный. Он признает, что по-особенному относится к каждому из художников, которым посвящены три главы его книги. Босх был объектом его научного интереса в течение многих десятилетий. Автопортрет Бекмана, находящийся в коллекции гарвардского Музея Буша — Райзингера, нередко становился темой экскурсий Кёрнера для посетителей и студентов. А когда много лет назад автор впервые побывал на выставке Кентриджа, его рисунки напомнили Кёрнеру о творчестве собственного отца — американского живописца, родившегося в Вене и пережившего холокост. В книге приведена репродукция поразительной работы Генри Кёрнера «На волоске» (1946), изображающей фигуры обнаженных людей в стиле Босха, которые копаются в руинах на месте своего разбомбленного дома.

Зигмунд Фрейд считал, что на протяжении всей жизни мы ощущаем себя в осаде — преследуемые не внешними дьявольскими силами, а теми, что породили сами. Это мнение Кёрнер, похоже, разделяет, хотя его собственных демонов породили другие люди. Босх жил в то время, когда города зачастую попадали в военную осаду (Константинополь был покорен османами в 1453 году, вскоре после рождения нидерландского художника); нацисты заклеймили творчество Бекмана как «дегенеративное»; Кентридж вырос в аду южноафриканского апартеида.

Макс Бекман.  «Отъезд».1935.   Фото: MOMA
Макс Бекман. «Отъезд».1935.
Фото: MOMA

Выразительный триптих Бекмана «Отъезд» (1932–1935), завершенный после прихода к власти в Германии нацистов, построен на контрасте между центральной частью, где изображен плывущий по голубому океану король со свитой, и боковыми частями — с фигурами страдальцев, у которых завязаны глаза, связаны руки и заткнуты рты. Называя работы Бекмана «маяком для находящихся в опасности душ», Кентридж несколько лет не расставался с открыткой, на которой была репродукция картины «Смерть» (1938) этого немецкого художника.

В предисловии к книге Кёрнера говорится, что источником вдохновения для него послужил «атлас визуальных образов» историка искусства Аби Варбурга (1866–1929), который тот начал составлять после трехлетнего пребывания в психиатрической клинике. Атлас представлял собой скомпонованные по определенному принципу на больших панелях наборы репродукций и изображений различного происхождения. Взаимосвязи и взаимные влияния, о которых говорит Кёрнер, не всегда очевидны: он заглядывает во все темные углы и углубляется в неизведанные туннели, но в итоге где-то обязательно брезжит свет. 

Самое читаемое:
1
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
2
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
В Новой Третьяковке на Крымском Валу покажут произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса из собрания ГМИИ им. Пушкина, куда на выставку отправились произведения Марка Шагала
11.12.2025
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
3
Загадочный тарч: рука не из того места
Необычный предмет из Оружейной палаты сбивает с толку историков и художников уже два с лишним века
18.12.2025
Загадочный тарч: рука не из того места
4
Шагал: фокусировка на родине
В ГМИИ им. А.С.Пушкина начала работу выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения», основой которой стали произведения так называемого русского периода, то есть с конца 1900-х по 1922 год
11.12.2025
Шагал: фокусировка на родине
5
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
12.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
6
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
Первую часть из 60 картин из французской коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина покажут в Омске, Новосибирске и Кемерове, вторую — в Абакане, Красноярске и Иркутске
16.12.2025
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
7
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Музей, о планах создания которого на территории квартала «ЗИЛАРТ» было объявлено десять лет назад, открылся тремя выставками
03.12.2025
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+