Книгу Натальи Штольдер «Либерти. Модерн по-итальянски» можно отнести к уникальным изданиям по ряду причин. И первая из них — сама тематика, которая крайне редко привлекала внимание отечественных авторов, поглощенных рассмотрением особенностей франко-бельгийского ар-нуво, австрийского и немецкого югендстиля или еще британского, чаще всего шотландского, варианта модерна. Интерес же к arte nuova, итальянскому «новому искусству», именуемому также «либерти», всегда оставался периферийным: этот стиль считался незначительным явлением по отношению к великой итальянской классике и мало что добавляющим к достижениям родоначальников модерна. Творческие искания, начатые в Италии в 1890-х годах и продолжавшиеся вплоть до Первой мировой войны (с отзвуками до середины 1920-х), никем у нас всерьез не изучались.
Кандидату искусствоведения Наталье Штольдер справиться с задачей помог более чем 20-летний стаж изучения западноевропейского модерна и символизма. В книге представлены не только анализ произведений архитектуры, скульптуры, графического и декоративно-прикладного искусства по каждому региону, но и отдельные моменты развития итальянской живописи, а также творчество самых ярких протагонистов направления: Витторио Дзеккина, Плинио Номеллини, Джузеппе Пеллиццы да Вольпедо, Гаэтано Превиати, Джулио Аристиде Сарторио, Джованни Сегантини.
Как отмечает автор, сложность и специфика рассмотрения итальянского либерти состоит в обилии разнообразного материала, в его неравномерной рассредоточенности по регионам, в его «незаметности», то есть вписанности в местную среду, а еще в утрате по разным причинам многих архитектурных сооружений. Во вступлении Штольдер оговаривает, что за рамками ее исследования остались театр, кино и фотография, тем не менее развернутая перед читателем панорама выявляет основные достижения мастеров этого периода; она пронизана глубоким анализом, насыщена малоизвестными сведениями и именами.
Хотя в книге отсутствует специальный раздел о влиянии европейского модерна и символизма на становление и распространение либерти, в тексте автор часто соотносит известные произведения художников и архитекторов разных стран, что вводит наследие итальянцев в интернациональный контекст того времени. Этому же способствует рассмотрение в отдельной главе успеха Всемирной и других международных выставок, состоявшихся в Италии в начале XX века.
Второй особенностью книги стала личность автора — известного живописца, участницы многих выставок. Полотна Натальи Штольдер давно начали перекличку с итальянским искусством. Наложение собственного опыта художника на результаты поисков творцов либерти дает ту необходимую компетентность в суждениях, которой доверяешь и к которой прислушиваешься. Понимаешь, что избирательность произведений для иллюстративного ряда обусловлена профессиональным видением и одобрением, демонстрирующим особенность синтетического взгляда автора — художника и искусствоведа.
Такой же подход был применен в предыдущем труде Натальи Штольдер — монографии о выдающемся швейцарском художнике-символисте Фердинанде Ходлере. Несмотря на отличия литературного жанра и формата, в новой книге ощутима та же роскошь — роскошь не каждому исследователю доступной новизны заявленной темы. Не нового ракурса в рассмотрении уже известной проблематики, а новаторства в постановке самой проблемы. Что лишний раз доказывает необходимость появления этой книги как первого приближения к изучению важного явления в истории искусства Италии, из которого затем вышли национальные варианты футуризма, сюрреализма и других художественных течений ХХ века.