18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Периферийный модерн оказался в центре внимания

Маттеуччи. «Декор из дубовых листьев». 1912.  Портал Дома Маттеуччи. Фаэнца. Фото: Наталья Штольдер
Маттеуччи. «Декор из дубовых листьев». 1912. Портал Дома Маттеуччи. Фаэнца.
Фото: Наталья Штольдер
№130, апрель 2025
№130
Материал из газеты

В книге «Либерти. Модерн по-итальянски» исследовательница Наталья Штольдер пристально рассматривает явление, которое до сих пор недостаточно изучено даже мировым искусствознанием, а в отечественной традиции и вовсе игнорировалось

Книгу Натальи Штольдер «Либерти. Модерн по-итальянски» можно отнести к уникальным изданиям по ряду причин. И первая из них — сама тематика, которая крайне редко привлекала внимание отечественных авторов, поглощенных рассмотрением особенностей франко-бельгийского ар-нуво, австрийского и немецкого югендстиля или еще британского, чаще всего шотландского, варианта модерна. Интерес же к arte nuova, итальянскому «новому искусству», именуемому также «либерти», всегда оставался периферийным: этот стиль считался незначительным явлением по отношению к великой итальянской классике и мало что добавляющим к достижениям родоначальников модерна. Творческие искания, начатые в Италии в 1890-х годах и продолжавшиеся вплоть до Первой мировой войны (с отзвуками до середины 1920-х), никем у нас всерьез не изучались.

Штольдер Н. Либерти: Модерн по-итальянски. М.: БуксМАрт, 2024. 448 с., ил.
Штольдер Н. Либерти: Модерн по-итальянски. М.: БуксМАрт, 2024. 448 с., ил.

Кандидату искусствоведения Наталье Штольдер справиться с задачей помог более чем 20-летний стаж изучения западноевропейского модерна и символизма. В книге представлены не только анализ произведений архитектуры, скульп­туры, графического и декоративно-прикладного искусства по каждому региону, но и отдельные моменты развития итальянской живописи, а также творчество самых ярких протагонистов направления: Витторио Дзеккина, Плинио Номеллини, Джузеппе Пеллиццы да Вольпедо, Гаэтано Превиати, Джулио Аристиде Сарторио, Джованни Сегантини.

Как отмечает автор, сложность и специфика рассмотрения итальянского либерти состоит в обилии разнообразного материала, в его неравномерной рассредоточенности по регионам, в его «незаметности», то есть вписанности в местную среду, а еще в утрате по разным причинам многих архитектурных сооружений. Во вступлении Штольдер оговаривает, что за рамками ее исследования остались театр, кино и фотография, тем не менее развернутая перед читателем панорама выявляет основные достижения мастеров этого периода; она пронизана глубоким анализом, насыщена малоизвестными сведениями и именами.

Гаэтано Превиати. «Мадонна лилий». 1893–1894.  Фото: Галерея современного искусства, Милан
Гаэтано Превиати. «Мадонна лилий». 1893–1894.
Фото: Галерея современного искусства, Милан

Хотя в книге отсутствует специальный раздел о влиянии европейского модерна и символизма на становление и распространение либерти, в тексте автор часто соотносит известные произведения художников и архитекторов разных стран, что вводит наследие итальянцев в интернациональный контекст того времени. Этому же способствует рассмотрение в отдельной главе успеха Всемирной и других международных выставок, состоявшихся в Италии в начале XX века.

Второй особенностью книги стала личность автора — известного живописца, участницы многих выставок. Полотна Натальи Штольдер давно начали перекличку с итальянским искусством. Наложение собственного опыта художника на результаты поисков творцов либерти дает ту необходимую компетентность в суждениях, которой доверяешь и к которой прислушиваешься. Понимаешь, что избирательность произведений для иллюстративного ряда обусловлена профессиональным видением и одобрением, демонстрирующим особенность синтетического взгляда автора — художника и искусствоведа.

Наталья Алексеева-Штольдер. «Прогулка в Царицыно». 2017–2018.  Фото: Частное собрание
Наталья Алексеева-Штольдер. «Прогулка в Царицыно». 2017–2018.
Фото: Частное собрание

Такой же подход был применен в предыдущем труде Натальи Штольдер — монографии о выдающемся швейцарском художнике-символисте Фердинанде Ходлере. Несмотря на отличия литературного жанра и формата, в новой книге ощутима та же роскошь — роскошь не каждому исследователю доступной новизны заявленной темы. Не нового ракурса в рассмотрении уже известной проблематики, а новаторства в постановке самой проблемы. Что лишний раз доказывает необходимость появления этой книги как первого приближения к изучению важного явления в истории искусства Италии, из которого затем вышли национальные варианты футуризма, сюрреализма и других художественных течений ХХ века. 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
6
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+