18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

Полночное признание в любви гению абстракции

Последняя книга Таситы Дин включает в себя серию сделанных крупным планом фотографий текстовых работ Сая Твомбли.  Фото: Tacita Dean/MACK
Последняя книга Таситы Дин включает в себя серию сделанных крупным планом фотографий текстовых работ Сая Твомбли.
Фото: Tacita Dean/MACK
№130, апрель 2025
№130
Материал из газеты

Известная британская художница Тасита Дин выпустила новую книгу, проведя ночь в музее среди произведений Сая Твомбли. Она искала там не приключений, а вдохновения, которое помогло бы ей перевести давнюю увлеченность этим автором на другой уровень

Первой работой Сая Твомбли (1928–2011), которую увидела Тасита Дин, была акварель на бумаге с использованием техники коллажа «Пан» (1975), открывавшая ретроспективу художника в галерее Whitechapel в 1987 году. Она очень хорошо запомнила этот момент. Дин училась в Фалмутской школе искусств, и преподаватель посоветовал ей посмотреть работы этого американского художника, который был мало известен в Великобритании. Она села на лондонский поезд, зашла в галерею — и для нее все изменилось. Ее будто поразил удар грома — как и при знакомстве с ретроспективой Марселя Бротарса в Париже несколько лет спустя. По словам Дин, в обоих случаях это было так, словно внезапно «ты находишь спутника жизни», и по прошествии лет ее чувства «ни на йоту не изменились».

Твомбли на открытии Cy Twombly Gallery в Коллекции Мениль в Хьюстоне. 1995. Фото: Hickey-Robertson Courtesy of the Menil Collection
Твомбли на открытии Cy Twombly Gallery в Коллекции Мениль в Хьюстоне. 1995.
Фото: Hickey-Robertson Courtesy of the Menil Collection

Сохранившаяся на всю жизнь преданность лежит в основе ее новой «книги художника» «Почему Сай». Эта книга появилась после ночи, проведенной Таситой Дин наедине с работами Сая Твомбли в Коллекции Мениль в Хьюстоне в прошлом году, и была издана к собственной выставке художницы «Слепая глупость» в том же музее (до 19 апреля).

Идея провести ночь в залах Сая Твомбли пришла Дин после того, как она целый месяц пыталась сделать что-то, используя находящиеся там работы. «Когда сидишь перед произведением искусства, мысли блуждают. Неожиданно мне стало ясно, что необходимы какие-то рамки, ограничивающий фактор». Музей согласился запереть ее внутри на ночь. Художница бродила по залам с фотоаппаратом и блокнотом, и ограниченное время одной ночи, которое имелось в ее распоряжении, заставляло принимать быстрые решения.

На обложку книги помещена ее рукотворная работа, а далее следуют 99 фотографий, отснятых в течение тех бессонных часов. Кроме того, издание включает буклет с комментариями Дин — набранными на компьютере и рукописными.

Tacita Dean. Why Cy. Mack. 96 с. £75. На английском языке
Tacita Dean. Why Cy. Mack. 96 с. £75. На английском языке

Некоторые заметки художницы весьма забавны. «Что такое Maat? — пишет она своим небрежным почерком под рисунком, на котором как будто читается это слово. — Наверное, мне придется свериться с этой „кошмарной книгой“». И дальше не раз упоминает «книгу интерпретаций», издание в шести томах, вышедшее в 2022 году, в котором историк искусства Тьерри Грейб попытался расшифровать все письменные и литературные фрагменты, присутствующие в творениях Твомбли.

Дин не согласна с таким подходом, лишающим загадки то, как художник оперирует языком. Она считает, что для нее слова значат то же самое, что и для него: это особое средство коммуникации, когда любой пропуск, стертость становятся частью образа. «Сай восстановил бы утраченные фрагменты, если бы захотел, но если не хотел, то оставлял где-то в глубине».

С самого начала Дин старалась прийти к внутреннему пониманию того, как Твомбли использовал в своем искусстве слова. Когда куратор Линн Кук пригласила ее участвовать в цикле лекций «Художники о художниках» в Детройтском институте искусств в 2003 году, она решила говорить о Твомбли. В записи той лекции слышно, как ее голос чуть дрожит, когда она начинает: «Сай Твомбли не самый простой выбор, если хочешь рассказать о художнике. Всем известно, что его работы невыразимо прекрасны и могут лишить любого дара речи. Не хватает слов…»

Тасита Дин на фоне своей работы из проекта 2010-х годов: афганские горы изображены мелом на доске.  Фото: AAP Image/Dan Himbrechts; Australian Associated Press/Alamy Live News
Тасита Дин на фоне своей работы из проекта 2010-х годов: афганские горы изображены мелом на доске.
Фото: AAP Image/Dan Himbrechts; Australian Associated Press/Alamy Live News

В конце концов Дин познакомилась с Твомбли на открытии его выставки в Галерее Гагосяна в Риме в 2007 году. Ему было уже под 80. У кого-то из друзей Дин сохранились карточки с информацией о ее уже давней лекции. Дин попросила художника написать на них ее имя, означающее на латыни «молчаливая». И он написал на всех трех карточках: «Тасита Тасита Тасита Сай Сай Сай». Художница их бережно хранит.

За ночь в залах Коллекции Мениль она заполнила рисунками целый блокнот. «Я копировала его работы, его почерк, чтобы попытаться оказаться ближе к нему».

Самое читаемое:
1
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
2
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
3
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
4
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
5
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
6
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
7
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
На выставке «Выпуск ’25» в «Паркинг Галерее» в «Зарядье» представлены работы начинающих художников, выпускников художественных и архитектурных вузов Москвы
17.10.2025
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+