18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Поздний шедевр Караваджо мог быть создан в Неаполе

Караваджо. «Поклонение пастухов». 1609. Фрагмент.  Фото: Museo Regionale, Messina
Караваджо. «Поклонение пастухов». 1609. Фрагмент.
Фото: Museo Regionale, Messina
№129, март 2025
№129
Материал из газеты

Архивные разыскания исследователя Винченцо Соррентино вынуждают пересмотреть устоявшиеся представления о последнем периоде жизни великого живописца эпохи барокко. А началось все с обнаружения платежной квитанции, выписанной на имя Караваджо

Согласно новому исследованию, Караваджо (1571–1610) написал одну из самых эффектных рождественских композиций эпохи барокко не на Сицилии, как принято было считать, а в Неаполе. И это означает, что последний период жизни художника, который он провел в этом городе на юге Италии, был даже более плодотворным, чем полагали искусствоведы до сих пор.

«Поклонение пастухов» (1609) изображает группу пастухов, склонившихся над спеленатым младенцем Христом на руках у Девы Марии. Раньше считалось, что Караваджо написал эту картину, созданную по заказу капуцинов-францисканцев для мессинской церкви Санта-Мария дельи Анджели, в том же городе, откуда поступил заказ. Сейчас она экспонируется в Региональном музее Мессины.

Находка молодого искусствоведа подтверждает другую версию, сулящую новые открытия. В ходе работы в архивах Банка Неаполя Винченцо Соррентино, куратор отдела живописи и скульптуры XVII века в неаполитанском Музее Каподимонте, обнаружил ранее неизвестную платежную квитанцию за рождественскую сцену, выписанную на имя Караваджо. В квитанции в качестве плательщика значится казна капуцинов и указано, что платеж был отправлен в Неаполь, где Караваджо дважды жил некоторое время и в том числе провел последний год своей жизни во время четырехлетнего изгнания из-за убийства Рануччо Томмазони. В число других работ, написанных им в неаполитанские годы, входят «Экстаз Марии Магдалины» (1606) и «Бичевание Христа» (1607).

Прежде считалось, что картину «Поклонение пастухов» Караваджо незадолго до смерти написал в Мессине. Теперь эта версия подвергнута обоснованному сомнению. Фото: Restauri Merlini Storti
Прежде считалось, что картину «Поклонение пастухов» Караваджо незадолго до смерти написал в Мессине. Теперь эта версия подвергнута обоснованному сомнению.
Фото: Restauri Merlini Storti

«Я полагаю, что картина была написана в Неаполе и отправлена в Мессину, возможно, на корабле, — говорит Соррентино о «Поклонении пастухов». — Это важный момент, поскольку это значит, что ранние неаполитанские последователи Караваджо могли увидеть картину непосредственно в Неаполе и использовать некоторые из его приемов в своих работах». Он добавляет, что это объяснило бы, почему отдельные изображения Девы Марии на картинах неаполитанского художника Баттистелло Караччоло так близки к стилю Караваджо.

В квитанции значится, что за рождественскую сцену Караваджо получил 300 дукатов. Соррентино отмечает, что в то время заработок ремесленников обычно составлял около 10 дукатов в месяц. Таким образом, мы видим, что художник мог требовать все более высокую плату после того, как сделал себе имя в Риме.

Исследователь рассказывает, что обнаружил квитанцию еще девять лет назад, во время учебы в университете, но решил копнуть глубже только тогда, когда понял, что никто из специалистов по Караваджо не ссылается на этот документ. В январе его выводы были опубликованы в литературно-художественном журнале Paragone.

Исследование привело к обнаружению еще двух квитанций за неизвестную картину Караваджо, за которую ему заплатили 100 дукатов. В них упоминаются Ланфранко Масса — торговец картинами, доставивший «Мученичество святой Урсулы» (1610) из Неаполя генуэзскому дворянину Марк­антонио Дориа, — и Ипполита Каттанео де Марини — дворянка из Генуи, которая, по мнению Соррентино, могла быть заказчицей работы. Искусствовед признается, что попытки идентифицировать эту другую картину Караваджо пока не увенчались успехом. «Если какие-то зацепки, способные помочь разгадать тайну, и существуют, то они наверняка находятся где-то в Генуе», — заключает он. 

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
3
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
4
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
5
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
6
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
7
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+