18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Культурный центр «Михалково» представил книгу о творчестве Ман Рэя

Книга Светланы Садыговой «Женские образы в сюрреалистических фотографиях Ман Рэя». Фото: Культурный центр «Михалково»
Книга Светланы Садыговой «Женские образы в сюрреалистических фотографиях Ман Рэя».
Фото: Культурный центр «Михалково»

Книга Светланы Садыговой раскрывает тему женских образов в сюрреалистических фотографиях мастера и рассматривает его творчество в контексте экспериментальных художественных практик начала XX века

Специалист по искусству современной абстрактной фотографии и основательница московского Культурного центра «Михалково» Светлана Садыгова выпустила книгу «Женские образы в сюрреалистических фотографиях Ман Рэя». Она издана при поддержке Галереи Люмьер и Фонда Ман Рэя.

Автор монографии увлеклась творчеством Ман Рэя еще в студенческие годы, во время учебы в РГГУ написала на эту тему выпускную квалификационную работу. Не зря научные руководители вкладывают в молодые умы мысль, что дипломную работу стоит писать по остро интересующей теме. Исследование Светланы Садыговой стало вкладом в будущее: спустя много лет на его основе она написала книгу.

Книга Светланы Садыговой «Женские образы в сюрреалистических фотографиях Ман Рэя». Фото: Культурный центр «Михалково»
Книга Светланы Садыговой «Женские образы в сюрреалистических фотографиях Ман Рэя».
Фото: Культурный центр «Михалково»

Ман Рэй (Эммануэль Радницкий) (1890–1976) — американский фотограф и художник, первый американский дадаист и пионер сюрреалистической фотографии. Он был одним из первых мультимедийных художников: создавал коллажи, ассамбляжи и реди-мейды, многие его художественные практики предвосхитили перформанс и концептуальное искусство. Сейчас привычно, что художник на протяжении своей карьеры может работать в разных медиумах — от видео-арта до керамики, а во времена Ман Рэя это была уникальная ситуация. Его разноплановые идеи превосходно вписались в реалии экспериментального искусства XX века. Ман Рэй изобрел аналог литературной сюрреалистической техники автоматического письма — рэйографию, активно использовал технику соляризации, которая придает снимкам зачаровывающее сияние, серебристость и фрагментарность. Его работы — синтез живописи и фотографии. И хотя сам мастер причислял себя к художникам, преуспел он главным образом в сюрреалистичной и fashion-фотографии.

Читатель, который только начинает интересоваться искусством фотографии и работами Ман Рэя, существенно расширит горизонт с помощью этой книги. Первая глава рассказывает об экспериментальных художественных практиках начала XX века, вторая плавно переходит к деятельности сюрреалистов и репрезентации женщин в их творчестве, а третья дает представление о творческих приемах знаменитого фотографа-сюрреалиста. Однако книга обогатит и знания ценителя благодаря исследованию узкой темы.

Книга Светланы Садыговой «Женские образы в сюрреалистических фотографиях Ман Рэя». Фото: Культурный центр «Михалково»
Книга Светланы Садыговой «Женские образы в сюрреалистических фотографиях Ман Рэя».
Фото: Культурный центр «Михалково»

Четвертая глава раскрывает главную тему книги. Мужчины-сюрреалисты, для которых эротика и глубины подсознания были ключевыми темами творчества, наделяли женщин образами сфинксов, манекенов, кукол. В исследовании этой темы у Ман Рэя Светлана Садыгова опирается на типологию филолога и социолога Сергея Дубина, углубляя ее архетипами психолога Карла Юнга. Автор выделяет образы автоматической женщины, андрогина, колдуньи, фантазма, женщины-цветка, роковой женщины и женщины-дитя. Так, на знаменитой фотографии «Скрипка Энгра» модель Кики с Монпарнаса воплощает образ фантазма. Фотограф делает из тела Кики ребус, обманку: это и живая обнаженная женщина, и музыкальный инструмент (спина модели повторяет очертания скрипки). А фотография, запечатлевшая альтер эго Марселя Дюшана — Рроз Селяви, изображает роковую женщину. Это читается по соблазнительной и женственной позе, положению рук, кокетливо прикрытому меховым воротником лицу.

Любовь Ман Рэя к африканской культуре тоже отразилась в репрезентации женщин на его фотографиях. Африканская маска — повторяющийся символ в его творчестве и атрибут художественных фантазий сюрреалистов. На фотографии с обложки книги — «Черное и белое» — будто фарфоровое, белоснежное лицо Кики с Монпарнаса выглядит таким же безжизненным, как женская маска народа бауле с утрированно нечеловеческими чертами. Древний западноафриканский народ из Кот-д’Ивуара использовал такие деревянные маски для чествования важного члена общества: во время ритуалов танцовщица примеряла на себя личину местной знаменитости и через танец рассказывала о ее достижениях. Закрытые глаза «королевы Монпарнаса» и резной маски символизируют сновидение — чрезвычайно значимое для сюрреалистов понятие.

Книгу можно приобрести онлайн в книжных магазинах Галереи Люмьер и Культурного центра «Михалково».

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+