18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Культурный центр «Михалково» представил книгу о творчестве Ман Рэя

Книга Светланы Садыговой «Женские образы в сюрреалистических фотографиях Ман Рэя». Фото: Культурный центр «Михалково»
Книга Светланы Садыговой «Женские образы в сюрреалистических фотографиях Ман Рэя».
Фото: Культурный центр «Михалково»

Книга Светланы Садыговой раскрывает тему женских образов в сюрреалистических фотографиях мастера и рассматривает его творчество в контексте экспериментальных художественных практик начала XX века

Специалист по искусству современной абстрактной фотографии и основательница московского Культурного центра «Михалково» Светлана Садыгова выпустила книгу «Женские образы в сюрреалистических фотографиях Ман Рэя». Она издана при поддержке Галереи Люмьер и Фонда Ман Рэя.

Автор монографии увлеклась творчеством Ман Рэя еще в студенческие годы, во время учебы в РГГУ написала на эту тему выпускную квалификационную работу. Не зря научные руководители вкладывают в молодые умы мысль, что дипломную работу стоит писать по остро интересующей теме. Исследование Светланы Садыговой стало вкладом в будущее: спустя много лет на его основе она написала книгу.

Книга Светланы Садыговой «Женские образы в сюрреалистических фотографиях Ман Рэя». Фото: Культурный центр «Михалково»
Книга Светланы Садыговой «Женские образы в сюрреалистических фотографиях Ман Рэя».
Фото: Культурный центр «Михалково»

Ман Рэй (Эммануэль Радницкий) (1890–1976) — американский фотограф и художник, первый американский дадаист и пионер сюрреалистической фотографии. Он был одним из первых мультимедийных художников: создавал коллажи, ассамбляжи и реди-мейды, многие его художественные практики предвосхитили перформанс и концептуальное искусство. Сейчас привычно, что художник на протяжении своей карьеры может работать в разных медиумах — от видео-арта до керамики, а во времена Ман Рэя это была уникальная ситуация. Его разноплановые идеи превосходно вписались в реалии экспериментального искусства XX века. Ман Рэй изобрел аналог литературной сюрреалистической техники автоматического письма — рэйографию, активно использовал технику соляризации, которая придает снимкам зачаровывающее сияние, серебристость и фрагментарность. Его работы — синтез живописи и фотографии. И хотя сам мастер причислял себя к художникам, преуспел он главным образом в сюрреалистичной и fashion-фотографии.

Читатель, который только начинает интересоваться искусством фотографии и работами Ман Рэя, существенно расширит горизонт с помощью этой книги. Первая глава рассказывает об экспериментальных художественных практиках начала XX века, вторая плавно переходит к деятельности сюрреалистов и репрезентации женщин в их творчестве, а третья дает представление о творческих приемах знаменитого фотографа-сюрреалиста. Однако книга обогатит и знания ценителя благодаря исследованию узкой темы.

Книга Светланы Садыговой «Женские образы в сюрреалистических фотографиях Ман Рэя». Фото: Культурный центр «Михалково»
Книга Светланы Садыговой «Женские образы в сюрреалистических фотографиях Ман Рэя».
Фото: Культурный центр «Михалково»

Четвертая глава раскрывает главную тему книги. Мужчины-сюрреалисты, для которых эротика и глубины подсознания были ключевыми темами творчества, наделяли женщин образами сфинксов, манекенов, кукол. В исследовании этой темы у Ман Рэя Светлана Садыгова опирается на типологию филолога и социолога Сергея Дубина, углубляя ее архетипами психолога Карла Юнга. Автор выделяет образы автоматической женщины, андрогина, колдуньи, фантазма, женщины-цветка, роковой женщины и женщины-дитя. Так, на знаменитой фотографии «Скрипка Энгра» модель Кики с Монпарнаса воплощает образ фантазма. Фотограф делает из тела Кики ребус, обманку: это и живая обнаженная женщина, и музыкальный инструмент (спина модели повторяет очертания скрипки). А фотография, запечатлевшая альтер эго Марселя Дюшана — Рроз Селяви, изображает роковую женщину. Это читается по соблазнительной и женственной позе, положению рук, кокетливо прикрытому меховым воротником лицу.

Любовь Ман Рэя к африканской культуре тоже отразилась в репрезентации женщин на его фотографиях. Африканская маска — повторяющийся символ в его творчестве и атрибут художественных фантазий сюрреалистов. На фотографии с обложки книги — «Черное и белое» — будто фарфоровое, белоснежное лицо Кики с Монпарнаса выглядит таким же безжизненным, как женская маска народа бауле с утрированно нечеловеческими чертами. Древний западноафриканский народ из Кот-д’Ивуара использовал такие деревянные маски для чествования важного члена общества: во время ритуалов танцовщица примеряла на себя личину местной знаменитости и через танец рассказывала о ее достижениях. Закрытые глаза «королевы Монпарнаса» и резной маски символизируют сновидение — чрезвычайно значимое для сюрреалистов понятие.

Книгу можно приобрести онлайн в книжных магазинах Галереи Люмьер и Культурного центра «Михалково».

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
4
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
5
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Совместный проект Фонда культуры «Екатерина» и фонда «Прометей» знакомит публику с творчеством нонконформистов 1960–1970-х годов, которых объединял интерес к жизни и смерти, к трансцендентному и иррациональному
28.10.2025
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
6
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
7
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+