18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Культурный центр «Михалково» представил книгу о творчестве Ман Рэя

Книга Светланы Садыговой «Женские образы в сюрреалистических фотографиях Ман Рэя». Фото: Культурный центр «Михалково»
Книга Светланы Садыговой «Женские образы в сюрреалистических фотографиях Ман Рэя».
Фото: Культурный центр «Михалково»

Книга Светланы Садыговой раскрывает тему женских образов в сюрреалистических фотографиях мастера и рассматривает его творчество в контексте экспериментальных художественных практик начала XX века

Специалист по искусству современной абстрактной фотографии и основательница московского Культурного центра «Михалково» Светлана Садыгова выпустила книгу «Женские образы в сюрреалистических фотографиях Ман Рэя». Она издана при поддержке Галереи Люмьер и Фонда Ман Рэя.

Автор монографии увлеклась творчеством Ман Рэя еще в студенческие годы, во время учебы в РГГУ написала на эту тему выпускную квалификационную работу. Не зря научные руководители вкладывают в молодые умы мысль, что дипломную работу стоит писать по остро интересующей теме. Исследование Светланы Садыговой стало вкладом в будущее: спустя много лет на его основе она написала книгу.

Книга Светланы Садыговой «Женские образы в сюрреалистических фотографиях Ман Рэя». Фото: Культурный центр «Михалково»
Книга Светланы Садыговой «Женские образы в сюрреалистических фотографиях Ман Рэя».
Фото: Культурный центр «Михалково»

Ман Рэй (Эммануэль Радницкий) (1890–1976) — американский фотограф и художник, первый американский дадаист и пионер сюрреалистической фотографии. Он был одним из первых мультимедийных художников: создавал коллажи, ассамбляжи и реди-мейды, многие его художественные практики предвосхитили перформанс и концептуальное искусство. Сейчас привычно, что художник на протяжении своей карьеры может работать в разных медиумах — от видео-арта до керамики, а во времена Ман Рэя это была уникальная ситуация. Его разноплановые идеи превосходно вписались в реалии экспериментального искусства XX века. Ман Рэй изобрел аналог литературной сюрреалистической техники автоматического письма — рэйографию, активно использовал технику соляризации, которая придает снимкам зачаровывающее сияние, серебристость и фрагментарность. Его работы — синтез живописи и фотографии. И хотя сам мастер причислял себя к художникам, преуспел он главным образом в сюрреалистичной и fashion-фотографии.

Читатель, который только начинает интересоваться искусством фотографии и работами Ман Рэя, существенно расширит горизонт с помощью этой книги. Первая глава рассказывает об экспериментальных художественных практиках начала XX века, вторая плавно переходит к деятельности сюрреалистов и репрезентации женщин в их творчестве, а третья дает представление о творческих приемах знаменитого фотографа-сюрреалиста. Однако книга обогатит и знания ценителя благодаря исследованию узкой темы.

Книга Светланы Садыговой «Женские образы в сюрреалистических фотографиях Ман Рэя». Фото: Культурный центр «Михалково»
Книга Светланы Садыговой «Женские образы в сюрреалистических фотографиях Ман Рэя».
Фото: Культурный центр «Михалково»

Четвертая глава раскрывает главную тему книги. Мужчины-сюрреалисты, для которых эротика и глубины подсознания были ключевыми темами творчества, наделяли женщин образами сфинксов, манекенов, кукол. В исследовании этой темы у Ман Рэя Светлана Садыгова опирается на типологию филолога и социолога Сергея Дубина, углубляя ее архетипами психолога Карла Юнга. Автор выделяет образы автоматической женщины, андрогина, колдуньи, фантазма, женщины-цветка, роковой женщины и женщины-дитя. Так, на знаменитой фотографии «Скрипка Энгра» модель Кики с Монпарнаса воплощает образ фантазма. Фотограф делает из тела Кики ребус, обманку: это и живая обнаженная женщина, и музыкальный инструмент (спина модели повторяет очертания скрипки). А фотография, запечатлевшая альтер эго Марселя Дюшана — Рроз Селяви, изображает роковую женщину. Это читается по соблазнительной и женственной позе, положению рук, кокетливо прикрытому меховым воротником лицу.

Любовь Ман Рэя к африканской культуре тоже отразилась в репрезентации женщин на его фотографиях. Африканская маска — повторяющийся символ в его творчестве и атрибут художественных фантазий сюрреалистов. На фотографии с обложки книги — «Черное и белое» — будто фарфоровое, белоснежное лицо Кики с Монпарнаса выглядит таким же безжизненным, как женская маска народа бауле с утрированно нечеловеческими чертами. Древний западноафриканский народ из Кот-д’Ивуара использовал такие деревянные маски для чествования важного члена общества: во время ритуалов танцовщица примеряла на себя личину местной знаменитости и через танец рассказывала о ее достижениях. Закрытые глаза «королевы Монпарнаса» и резной маски символизируют сновидение — чрезвычайно значимое для сюрреалистов понятие.

Книгу можно приобрести онлайн в книжных магазинах Галереи Люмьер и Культурного центра «Михалково».

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
7
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Четвертый |catalog| нашел площадку еще ближе к Кремлю — в пространстве жилого квартала «Золотой» на Софийской набережной, которое превратилось во временный арт-кластер с 60 галереями
28.11.2025
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+