18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Другой взгляд и собственный ракурс Линды Нохлин

Роберт Гобер. «Безымянная нога». 1989–1990. Фото: MoMA
Роберт Гобер. «Безымянная нога». 1989–1990.
Фото: MoMA
№129, март 2025
№129
Материал из газеты

Проблематика сборника эссе, выпущенного издательством «Ад Маргинем», охватывает довольно широкий диапазон — от телесности и секса до «академического искусства и смерти нарратива». Как нередко бывало у Нохлин, профессиональное здесь усугубляется личным

В сборник эссе выдающегося американского историка искусства Линды Нохлин (1931–2017), изданный ее ученицей Аруной Д’Соуза, вошло 30 докладов и текстов о реализме, модернизме и современном искусстве, 7 из которых ранее не публиковались. Восемь разделов книги охватывают самую широкую проблематику — от телесности и секса до «академического искусства и смерти нарратива». «Изобрести современность» — глубокое исследование взаимосвязей между искусством, политикой, технологиями, а также роли самих художников и культурных институций в обществе.

Нохлин Л. Изобрести современность: Эссе об актуальном искусстве. М.: Ад Маргинем Пресс, 2024. 528 с., ил.
Нохлин Л. Изобрести современность: Эссе об актуальном искусстве. М.: Ад Маргинем Пресс, 2024. 528 с., ил.

При упоминании имени Линды Нохлин большинству приходит на ум одна ее книга, буквально манифест феминистского движения — «Почему не было великих художниц?», однако круг ее интересов не ограничивается трактовками произведений с этого ракурса. Сама Нохлин называла свою методологию исследований ad hoc, «по этому случаю»: выхватывая из художественного поля отдельную тему, она рассматривает даже, казалось бы, избитые сюжеты через уникальную призму.

Открывается сборник опубликованным впервые докладом на симпозиуме по истории искусств «Год 1848-й: революция в истории искусства» (1956). Начала она его довольно революционно: в самый разгар холодной войны — с цитаты из Карла Маркса. Именно это бунтарство и избегание модных, доминирующих в ту или иную пору взглядов объединяют все ее тексты. У Нохлин вызывают подозрения любые явления, получающие только восторженные отзывы и однозначные оценки: это рождает у нее желание углубиться в вопрос и рассмотреть его, руководствуясь именно своими видением и системой ценностей. Например, в эссе о выставке Анри Матисса она с самого начала ставит вопрос: а что стоит за всей этой лестью?

Огюст Ренуар. «Бал в Мулен де ла Галетт». 1876.  Фото: Musée d'Orsay
Огюст Ренуар. «Бал в Мулен де ла Галетт». 1876.
Фото: Musée d'Orsay

Конечно, доминантой остаются феминистский дискурс и дискриминация в более широком смысле понятия, а также темы телесности и сексуальности. Книга интересна уже тем, что искусствоведческие разборы и исследования переплетаются в ней с личными переживаниями и даже откровениями. Так, в разделе «Музеи и видение» Нохлин неожиданно признается: «Во времена моей юности, до того, как появились телевидение и интернет, музей — в основном Бруклинский, но и Метрополитен тоже — был основным источником сексуальных знаний и сексуальных фантазий». А также сетует, что никогда не имела особого успеха у мужчин.

В разделе «Другой взгляд на историю искусства» автор рассуждает о том, как массовое сознание искажает факты. На примере отражения в английской живописи восстания сипаев, бунта индийцев против британских правителей, Нохлин показывает, насколько нелепо рассматривать другую, особенно такую далекую, культуру через призму колониальности. На картине Джозефа Ноэля Патона, своеобразного иллюстратора тех кровавых событий, изображены женщины, ожидающие неминуемую встречу с солдатами, весь их вид говорит о готовности покориться судьбе, позволив себя изнасиловать или убить. Именно таким в глазах викторианского общества виделся героизм женщин. В то же время оно относилось как к варварской к традиции самосожжения вдов, что считалось примером личного героизма в самой Индии. Нохлин призывает воспринимать изображения не как «прозрачные отражения реальности», а «как знаковые системы, продуцирующие значения».

Джозеф Ноэль Патон. «Памяти Генри Хейвлока». 1858.  Фото: Wikimedia Commons
Джозеф Ноэль Патон. «Памяти Генри Хейвлока». 1858.
Фото: Wikimedia Commons

Линда Нохлин была, как это сейчас называют, популяризатором искусства и подчеркивала важность работы с внехудожественной средой. Она настаивала на изучении массовых взглядов, поиске того, что нередко упускается из виду, и включении в художественную повестку классовых, гендерных и расовых вопросов. В конечном счете именно об этом и написана книга, в которой Нохлин призывает читателей перевернуть свои представления не только об искусстве, но и о социальных и политических условиях здесь и сейчас.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+