18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Другой взгляд и собственный ракурс Линды Нохлин

Роберт Гобер. «Безымянная нога». 1989–1990. Фото: MoMA
Роберт Гобер. «Безымянная нога». 1989–1990.
Фото: MoMA
№129, март 2025
№129
Материал из газеты

Проблематика сборника эссе, выпущенного издательством «Ад Маргинем», охватывает довольно широкий диапазон — от телесности и секса до «академического искусства и смерти нарратива». Как нередко бывало у Нохлин, профессиональное здесь усугубляется личным

В сборник эссе выдающегося американского историка искусства Линды Нохлин (1931–2017), изданный ее ученицей Аруной Д’Соуза, вошло 30 докладов и текстов о реализме, модернизме и современном искусстве, 7 из которых ранее не публиковались. Восемь разделов книги охватывают самую широкую проблематику — от телесности и секса до «академического искусства и смерти нарратива». «Изобрести современность» — глубокое исследование взаимосвязей между искусством, политикой, технологиями, а также роли самих художников и культурных институций в обществе.

Нохлин Л. Изобрести современность: Эссе об актуальном искусстве. М.: Ад Маргинем Пресс, 2024. 528 с., ил.
Нохлин Л. Изобрести современность: Эссе об актуальном искусстве. М.: Ад Маргинем Пресс, 2024. 528 с., ил.

При упоминании имени Линды Нохлин большинству приходит на ум одна ее книга, буквально манифест феминистского движения — «Почему не было великих художниц?», однако круг ее интересов не ограничивается трактовками произведений с этого ракурса. Сама Нохлин называла свою методологию исследований ad hoc, «по этому случаю»: выхватывая из художественного поля отдельную тему, она рассматривает даже, казалось бы, избитые сюжеты через уникальную призму.

Открывается сборник опубликованным впервые докладом на симпозиуме по истории искусств «Год 1848-й: революция в истории искусства» (1956). Начала она его довольно революционно: в самый разгар холодной войны — с цитаты из Карла Маркса. Именно это бунтарство и избегание модных, доминирующих в ту или иную пору взглядов объединяют все ее тексты. У Нохлин вызывают подозрения любые явления, получающие только восторженные отзывы и однозначные оценки: это рождает у нее желание углубиться в вопрос и рассмотреть его, руководствуясь именно своими видением и системой ценностей. Например, в эссе о выставке Анри Матисса она с самого начала ставит вопрос: а что стоит за всей этой лестью?

Огюст Ренуар. «Бал в Мулен де ла Галетт». 1876.  Фото: Musée d'Orsay
Огюст Ренуар. «Бал в Мулен де ла Галетт». 1876.
Фото: Musée d'Orsay

Конечно, доминантой остаются феминистский дискурс и дискриминация в более широком смысле понятия, а также темы телесности и сексуальности. Книга интересна уже тем, что искусствоведческие разборы и исследования переплетаются в ней с личными переживаниями и даже откровениями. Так, в разделе «Музеи и видение» Нохлин неожиданно признается: «Во времена моей юности, до того, как появились телевидение и интернет, музей — в основном Бруклинский, но и Метрополитен тоже — был основным источником сексуальных знаний и сексуальных фантазий». А также сетует, что никогда не имела особого успеха у мужчин.

В разделе «Другой взгляд на историю искусства» автор рассуждает о том, как массовое сознание искажает факты. На примере отражения в английской живописи восстания сипаев, бунта индийцев против британских правителей, Нохлин показывает, насколько нелепо рассматривать другую, особенно такую далекую, культуру через призму колониальности. На картине Джозефа Ноэля Патона, своеобразного иллюстратора тех кровавых событий, изображены женщины, ожидающие неминуемую встречу с солдатами, весь их вид говорит о готовности покориться судьбе, позволив себя изнасиловать или убить. Именно таким в глазах викторианского общества виделся героизм женщин. В то же время оно относилось как к варварской к традиции самосожжения вдов, что считалось примером личного героизма в самой Индии. Нохлин призывает воспринимать изображения не как «прозрачные отражения реальности», а «как знаковые системы, продуцирующие значения».

Джозеф Ноэль Патон. «Памяти Генри Хейвлока». 1858.  Фото: Wikimedia Commons
Джозеф Ноэль Патон. «Памяти Генри Хейвлока». 1858.
Фото: Wikimedia Commons

Линда Нохлин была, как это сейчас называют, популяризатором искусства и подчеркивала важность работы с внехудожественной средой. Она настаивала на изучении массовых взглядов, поиске того, что нередко упускается из виду, и включении в художественную повестку классовых, гендерных и расовых вопросов. В конечном счете именно об этом и написана книга, в которой Нохлин призывает читателей перевернуть свои представления не только об искусстве, но и о социальных и политических условиях здесь и сейчас.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+