18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Мурал, спрятанный за фальшивой стеной, вновь увидел свет

Фреска «Борьба с терроризмом» (фрагмент) сыграла значимую роль в будущей карьере Филипа Гастона и Рубена Кадиша.  Фото: Hauser & Wirth
Фреска «Борьба с терроризмом» (фрагмент) сыграла значимую роль в будущей карьере Филипа Гастона и Рубена Кадиша.
Фото: Hauser & Wirth
№129, март 2025
№129
Материал из газеты

Единственную фреску, написанную в Мексике в середине 1930-х годов американцами Филипом Гастоном, Рубеном Кадишем и Жюлем Лангснером, представят широкой публике этой весной после завершения реставрационного проекта

Фреска «Борьба с терроризмом», также известная как «Борьба с войной и фашизмом», впервые была показана зрителям в Морелии, столице мексиканского штата Мичоакан, вскоре после того, как Филип Гастон (который в то время еще использовал свою настоящую фамилию Гольдштейн), Рубен Кадиш и Жюль Лангснер завершили ее в феврале 1935 года. Однако впоследствии на протяжении многих лет она была скрыта за фальшстеной в особняке, построенном испанцами в 1785 году, — сейчас здесь располагается Региональный музей Мичоакана имени доктора Николаса Леона Кальдерона.

Эта работа площадью около 95 кв. м полностью покрывает стену внутреннего патио. По словам исследовательницы Эллен Ландау, хотя именно Гастон, «по всей вероятности, разработал ключевые образы» и написал наиболее скандальные элементы композиции, в том числе фигуры куклукс­клановцев, сам заказ получил Кадиш — благодаря совместной работе с Давидом Альфаро Сикейросом.

Фреска «Борьба с терроризмом» до реставрации. 2022.  Фото: Thomas Mayer
Фреска «Борьба с терроризмом» до реставрации. 2022.
Фото: Thomas Mayer

Знаменитый художник обратил внимание на талант студента, который помогал ему в создании фрески «Тропическая Америка» в Лос-Анджелесе. Как рассказывал Кадиш искусствоведу Стивену Полкари, первоначально заказ на создание фрески в Морелии предложили именно Сикейросу, но он отказался и порекомендовал вместо себя двух американцев — после того, как Кадиш прислал ему фотографии их фресок из Клуба имени Джона Рида. Эту серию, в которой отразилось стремление молодых художников к социальной справедливости, объявили пропагандой коммунистических взглядов, и в феврале 1933 года часть работ уничтожил капитан полицейского департамента Лос-Анджелеса.

Не исключено, что на решение Сикейроса повлияло отсутствие гонорара за работу: университет, которому тогда принадлежало здание, был готов выдать лишь $70 на материалы. Но молодых художников это не смутило. Они купили старую побитую машину и отправились в Морелию, прихватив с собой своего друга Лангснера, поэта и будущего художественного критика, который поехал вместе с ними, «чтобы смешивать краски».

Филип Гастон, Рубен Кадиш и Жюль Лангснер перед фреской «Борьба с терроризмом». Фото: Hauser & Wirth
Филип Гастон, Рубен Кадиш и Жюль Лангснер перед фреской «Борьба с терроризмом».
Фото: Hauser & Wirth

Прибыв в Морелию в августе 1934-го, всего за полгода Гастон и Кадиш создали произведение ошеломляющей сложности. Работа, известная местным жителям под названием «Инквизиция», состоит из нескольких сегментов. Отчасти это обусловлено тем, что ее разделяет балкон, идущий по периметру патио. Некоторые фигуры на фреске связаны веревками и повешены в петле. Выдвигались предположения, что эти образы, с одной стороны, навеяны воспоминаниями о том, как десятилетний Филип Гольдштейн нашел тело своего повесившегося отца, а с другой — служат отсылкой к линчеванию и другим актам расистского террора, которые в ту эпоху все еще были распространены в США. Сцены пыток одновременно олицетворяют и инквизицию, которую привезли с собой конкистадоры, и преступления, совершенные властями уже в XX веке.

Статья о фреске вышла в журнале Time, и это произведение, хотя и вызвало бурные споры в Соединенных Штатах и Мексике, способствовало развитию карьер Гастона и Кадиша.

Правда, в 1940-е годы тогдашний директор музея приказал закрыть работу фальшивой стеной из холста, натянутого на деревянную раму. Остается неясным, было ли это сделано, чтобы защитить ее от угрозы уничтожения, мысль о котором зрела в определенных кругах, или из-за какой-то другой опасности. Она вновь увидела свет лишь в 1973 году, когда при устранении протечки в здании обнаружили настенную роспись, сильно пострадавшую от влажности за минувшие десятилетия.

Фреска «Борьба с терроризмом» во время реставрации. Фото: Thomas Mayer
Фреска «Борьба с терроризмом» во время реставрации.
Фото: Thomas Mayer

Эухенио Меркадо Лопес, экс-директор Регионального музея Мичоакана, рассказал, что ранее уже предпринимались попытки начать ее реставрацию. Нынешний проект финансируется совместно Фондом Гастона и Национальным институтом антропологии и истории Мексики (INAH). Бюджет не разглашается, но, по неподтвержденным данным, стоимость работ составила 1,7 млн песо (около $82 тыс.). Восстановленную фреску уже показали на торжественной презентации 31 января.

«В 2006 году, когда я впервые приехала в Морелию, чтобы увидеть эту фреску, ее былое величие можно было только представить, — рассказала дочь Гастона Муза Майер. — Я глубоко признательна всем, чей кропотливый труд вернул к жизни эту необыкновенную раннюю работу. Лежащие в ее основе идеи сегодня столь же актуальны, как и 90 лет назад». 

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
7
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Четвертый |catalog| нашел площадку еще ближе к Кремлю — в пространстве жилого квартала «Золотой» на Софийской набережной, которое превратилось во временный арт-кластер с 60 галереями
28.11.2025
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+