18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Справедливость, деньги и инфаркт от радости

Сцена из нового спектакля «Сделка».  Фото: Геворг Арутюнян
Сцена из нового спектакля «Сделка».
Фото: Геворг Арутюнян

Театр им. Пушкина представил новый спектакль юбилейного сезона — «Сделка» по пьесе «Визит старой дамы» Фридриха Дюрренматта

Театр им. А.С.Пушкина бережет традиции своего предшественника — легендарного Камерного театра — и одновременно служит площадкой для знакомства зрителя с современной драматургией. Фантасмагоричный и яркий спектакль юбилейного 75-го сезона поставлен по мотивам трагикомедии швейцарского писателя и драматурга Фридриха Дюрренматта «Визит старой дамы». Автором сценической версии текста стал Алексей Житковский, лауреат премии «Кульминация» и финалист конкурсов молодой драматургии «Любимовка» и «Ремарка». «Сделку» поставил режиссер и актер труппы Пушкинского театра Юрий Теплов, уже работавший над сказочным спектаклем «Три Ивана» и трагикомедией «Заповедник».

Сцена из нового спектакля «Сделка».   Фото: Геворг Арутюнян
Сцена из нового спектакля «Сделка».
Фото: Геворг Арутюнян

Сюжет строится вокруг возвращения миллиардерши Клары Цаханассьян, эпатажной дамы в годах, в родной Гюллен — некогда богатый, а ныне разорившийся швейцарский городок. Это ее первый визит на родину спустя много лет: в юности беременную Клару с позором изгнали из города. Мэр и обитатели городка готовят гостье пышный прием с хором, торжественной речью и праздничным обедом — вдруг воспоминания о юности растопят сердце миллиардерши и она окажет задыхающемуся от бедности Гюллену финансовую поддержку? Но харáктерная Клара предлагает городу оригинальную сделку: она пожертвует миллиард, если кто-то из горожан убьет ее предателя и первую любовь — Альфреда Илла. «Я хочу купить справедливость», — заявляет героиня.

Роль Клары исполняет Вера Воронкова — заслуженная артистка России и почетный деятель искусств Москвы. Со звонким смехом и бокалом шампанского в руке Клара громко и ярко появляется на сцене. На ее лице сияет улыбка Джокера, нарисованная красной помадой, а черно-белый наряд будто вдохновлен образом Круэллы Де Виль из «101 далматинца»: на миллиардерше экстравагантная вариация королевского платья — пышная белая юбка из атласной ткани, черные перчатки и хвост (на голове) пистолетом. Ее окружает не менее любопытная свита: седьмой муж Моби в кукольном свадебном платье с фатой и тиарой, дворецкий Боби (бывший судья Гюллена) и двое слепцов Тоби и Роби — подкупленные Иллом на суде мужчины, которых Клара ослепила и оскопила. Яркие наряды Клары и ее свиты выделяют их среди серой массы гюлленцев в потертых пыльно-коричневых робах. Гости захолустного городка скачут по сцене, кривляются и язвят — их визит напоминает приезд в Москву булгаковского Воланда со свитой или труппу шумных цирковых артистов.

Сцена из нового спектакля «Сделка».  Фото: Геворг Арутюнян
Сцена из нового спектакля «Сделка».
Фото: Геворг Арутюнян

И жажду мести, и любовь к Иллу Клара Цаханассьян пронесла сквозь года. Смешанное с горькой обидой нежное чувство превратилось, по словам героини, в безобразное, страшное чудовище. «Мир сделал из меня проститутку, теперь я сделаю из него бордель» — с таким намерением Клара приезжает в родные края. Показательна и фраза: «Справедливость, деньги и инфаркт от радости».

Спектакль постепенно трансформируется из комедии в трагедию. Во втором акте Вера Воронкова сыграла совершенно другую роль, сняв внешнюю оболочку с Клары Цаханассьян: когда она осталась без пышных, объемных костюмов, ее фигура стала худой, ослабшей и мертвецки бледной.

«В каком-то смысле Клара погибла в тот момент, когда Альфред ее предал. И теперь она приезжает в город своей юности, чтобы вернуть себе непрожитую жизнь и убедиться в том, что Альфред так же сохранил в памяти свой поступок 45-летней давности.

Сцена из нового спектакля «Сделка».  Фото: Геворг Арутюнян
Сцена из нового спектакля «Сделка».
Фото: Геворг Арутюнян

Это пьеса о любви и ненависти героини, в ней совмещаются эти чувства. Ненависть разрушила Клару и морально, и физически, и она приезжает за сатисфакцией в этот город. Но несмотря на все страдания, скорбь о своей непрожитой жизни, она до сих пор любит Альфреда», — рассказывает Воронкова в одном из интервью.

К концу спектакля облик главной героини меняется окончательно: с уже бледных и тонких губ сходит остервенелая улыбка, резвость и властность, с которыми она передвигалась по сцене, сменяются медлительностью, бессилием и задумчивостью. В финале гюлленцы вновь вступили с миллиардершей в цветовой контраст, переняли у нее яркие детали гардероба и пестрили на сцене желтым, красным, розовым и зеленым одеянием.

Чтение стихов глухонемым поэтом, петля для повешения из праздничной гирлянды и месть «от-кутюр» ждут зрителей на сцене Пушкинского театра с 20 марта.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+