18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Справедливость, деньги и инфаркт от радости

Сцена из нового спектакля «Сделка».  Фото: Геворг Арутюнян
Сцена из нового спектакля «Сделка».
Фото: Геворг Арутюнян

Театр им. Пушкина представил новый спектакль юбилейного сезона — «Сделка» по пьесе «Визит старой дамы» Фридриха Дюрренматта

Театр им. А.С.Пушкина бережет традиции своего предшественника — легендарного Камерного театра — и одновременно служит площадкой для знакомства зрителя с современной драматургией. Фантасмагоричный и яркий спектакль юбилейного 75-го сезона поставлен по мотивам трагикомедии швейцарского писателя и драматурга Фридриха Дюрренматта «Визит старой дамы». Автором сценической версии текста стал Алексей Житковский, лауреат премии «Кульминация» и финалист конкурсов молодой драматургии «Любимовка» и «Ремарка». «Сделку» поставил режиссер и актер труппы Пушкинского театра Юрий Теплов, уже работавший над сказочным спектаклем «Три Ивана» и трагикомедией «Заповедник».

Сцена из нового спектакля «Сделка».   Фото: Геворг Арутюнян
Сцена из нового спектакля «Сделка».
Фото: Геворг Арутюнян

Сюжет строится вокруг возвращения миллиардерши Клары Цаханассьян, эпатажной дамы в годах, в родной Гюллен — некогда богатый, а ныне разорившийся швейцарский городок. Это ее первый визит на родину спустя много лет: в юности беременную Клару с позором изгнали из города. Мэр и обитатели городка готовят гостье пышный прием с хором, торжественной речью и праздничным обедом — вдруг воспоминания о юности растопят сердце миллиардерши и она окажет задыхающемуся от бедности Гюллену финансовую поддержку? Но харáктерная Клара предлагает городу оригинальную сделку: она пожертвует миллиард, если кто-то из горожан убьет ее предателя и первую любовь — Альфреда Илла. «Я хочу купить справедливость», — заявляет героиня.

Роль Клары исполняет Вера Воронкова — заслуженная артистка России и почетный деятель искусств Москвы. Со звонким смехом и бокалом шампанского в руке Клара громко и ярко появляется на сцене. На ее лице сияет улыбка Джокера, нарисованная красной помадой, а черно-белый наряд будто вдохновлен образом Круэллы Де Виль из «101 далматинца»: на миллиардерше экстравагантная вариация королевского платья — пышная белая юбка из атласной ткани, черные перчатки и хвост (на голове) пистолетом. Ее окружает не менее любопытная свита: седьмой муж Моби в кукольном свадебном платье с фатой и тиарой, дворецкий Боби (бывший судья Гюллена) и двое слепцов Тоби и Роби — подкупленные Иллом на суде мужчины, которых Клара ослепила и оскопила. Яркие наряды Клары и ее свиты выделяют их среди серой массы гюлленцев в потертых пыльно-коричневых робах. Гости захолустного городка скачут по сцене, кривляются и язвят — их визит напоминает приезд в Москву булгаковского Воланда со свитой или труппу шумных цирковых артистов.

Сцена из нового спектакля «Сделка».  Фото: Геворг Арутюнян
Сцена из нового спектакля «Сделка».
Фото: Геворг Арутюнян

И жажду мести, и любовь к Иллу Клара Цаханассьян пронесла сквозь года. Смешанное с горькой обидой нежное чувство превратилось, по словам героини, в безобразное, страшное чудовище. «Мир сделал из меня проститутку, теперь я сделаю из него бордель» — с таким намерением Клара приезжает в родные края. Показательна и фраза: «Справедливость, деньги и инфаркт от радости».

Спектакль постепенно трансформируется из комедии в трагедию. Во втором акте Вера Воронкова сыграла совершенно другую роль, сняв внешнюю оболочку с Клары Цаханассьян: когда она осталась без пышных, объемных костюмов, ее фигура стала худой, ослабшей и мертвецки бледной.

«В каком-то смысле Клара погибла в тот момент, когда Альфред ее предал. И теперь она приезжает в город своей юности, чтобы вернуть себе непрожитую жизнь и убедиться в том, что Альфред так же сохранил в памяти свой поступок 45-летней давности.

Сцена из нового спектакля «Сделка».  Фото: Геворг Арутюнян
Сцена из нового спектакля «Сделка».
Фото: Геворг Арутюнян

Это пьеса о любви и ненависти героини, в ней совмещаются эти чувства. Ненависть разрушила Клару и морально, и физически, и она приезжает за сатисфакцией в этот город. Но несмотря на все страдания, скорбь о своей непрожитой жизни, она до сих пор любит Альфреда», — рассказывает Воронкова в одном из интервью.

К концу спектакля облик главной героини меняется окончательно: с уже бледных и тонких губ сходит остервенелая улыбка, резвость и властность, с которыми она передвигалась по сцене, сменяются медлительностью, бессилием и задумчивостью. В финале гюлленцы вновь вступили с миллиардершей в цветовой контраст, переняли у нее яркие детали гардероба и пестрили на сцене желтым, красным, розовым и зеленым одеянием.

Чтение стихов глухонемым поэтом, петля для повешения из праздничной гирлянды и месть «от-кутюр» ждут зрителей на сцене Пушкинского театра с 20 марта.

Самое читаемое:
1
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
2
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
3
Новый дом Пермской художественной галереи
Пермская государственная художественная галерея после долгих треволнений и строек наконец откроется в новом здании, пространства которого позволят показать музейную коллекцию в пять раз шире. Первая выставка на новом месте будет называться «Дом»
25.09.2025
Новый дом Пермской художественной галереи
4
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
5
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
6
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
7
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
Работы над сохранением белокаменного шедевра допетровской архитектуры из списка объектов всемирного наследия ЮНЕСКО длились два с половиной года. Однако посетителей внутрь пустят только весной
26.09.2025
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+