18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Справедливость, деньги и инфаркт от радости

Сцена из нового спектакля «Сделка».  Фото: Геворг Арутюнян
Сцена из нового спектакля «Сделка».
Фото: Геворг Арутюнян

Театр им. Пушкина представил новый спектакль юбилейного сезона — «Сделка» по пьесе «Визит старой дамы» Фридриха Дюрренматта

Театр им. А.С.Пушкина бережет традиции своего предшественника — легендарного Камерного театра — и одновременно служит площадкой для знакомства зрителя с современной драматургией. Фантасмагоричный и яркий спектакль юбилейного 75-го сезона поставлен по мотивам трагикомедии швейцарского писателя и драматурга Фридриха Дюрренматта «Визит старой дамы». Автором сценической версии текста стал Алексей Житковский, лауреат премии «Кульминация» и финалист конкурсов молодой драматургии «Любимовка» и «Ремарка». «Сделку» поставил режиссер и актер труппы Пушкинского театра Юрий Теплов, уже работавший над сказочным спектаклем «Три Ивана» и трагикомедией «Заповедник».

Сцена из нового спектакля «Сделка».   Фото: Геворг Арутюнян
Сцена из нового спектакля «Сделка».
Фото: Геворг Арутюнян

Сюжет строится вокруг возвращения миллиардерши Клары Цаханассьян, эпатажной дамы в годах, в родной Гюллен — некогда богатый, а ныне разорившийся швейцарский городок. Это ее первый визит на родину спустя много лет: в юности беременную Клару с позором изгнали из города. Мэр и обитатели городка готовят гостье пышный прием с хором, торжественной речью и праздничным обедом — вдруг воспоминания о юности растопят сердце миллиардерши и она окажет задыхающемуся от бедности Гюллену финансовую поддержку? Но харáктерная Клара предлагает городу оригинальную сделку: она пожертвует миллиард, если кто-то из горожан убьет ее предателя и первую любовь — Альфреда Илла. «Я хочу купить справедливость», — заявляет героиня.

Роль Клары исполняет Вера Воронкова — заслуженная артистка России и почетный деятель искусств Москвы. Со звонким смехом и бокалом шампанского в руке Клара громко и ярко появляется на сцене. На ее лице сияет улыбка Джокера, нарисованная красной помадой, а черно-белый наряд будто вдохновлен образом Круэллы Де Виль из «101 далматинца»: на миллиардерше экстравагантная вариация королевского платья — пышная белая юбка из атласной ткани, черные перчатки и хвост (на голове) пистолетом. Ее окружает не менее любопытная свита: седьмой муж Моби в кукольном свадебном платье с фатой и тиарой, дворецкий Боби (бывший судья Гюллена) и двое слепцов Тоби и Роби — подкупленные Иллом на суде мужчины, которых Клара ослепила и оскопила. Яркие наряды Клары и ее свиты выделяют их среди серой массы гюлленцев в потертых пыльно-коричневых робах. Гости захолустного городка скачут по сцене, кривляются и язвят — их визит напоминает приезд в Москву булгаковского Воланда со свитой или труппу шумных цирковых артистов.

Сцена из нового спектакля «Сделка».  Фото: Геворг Арутюнян
Сцена из нового спектакля «Сделка».
Фото: Геворг Арутюнян

И жажду мести, и любовь к Иллу Клара Цаханассьян пронесла сквозь года. Смешанное с горькой обидой нежное чувство превратилось, по словам героини, в безобразное, страшное чудовище. «Мир сделал из меня проститутку, теперь я сделаю из него бордель» — с таким намерением Клара приезжает в родные края. Показательна и фраза: «Справедливость, деньги и инфаркт от радости».

Спектакль постепенно трансформируется из комедии в трагедию. Во втором акте Вера Воронкова сыграла совершенно другую роль, сняв внешнюю оболочку с Клары Цаханассьян: когда она осталась без пышных, объемных костюмов, ее фигура стала худой, ослабшей и мертвецки бледной.

«В каком-то смысле Клара погибла в тот момент, когда Альфред ее предал. И теперь она приезжает в город своей юности, чтобы вернуть себе непрожитую жизнь и убедиться в том, что Альфред так же сохранил в памяти свой поступок 45-летней давности.

Сцена из нового спектакля «Сделка».  Фото: Геворг Арутюнян
Сцена из нового спектакля «Сделка».
Фото: Геворг Арутюнян

Это пьеса о любви и ненависти героини, в ней совмещаются эти чувства. Ненависть разрушила Клару и морально, и физически, и она приезжает за сатисфакцией в этот город. Но несмотря на все страдания, скорбь о своей непрожитой жизни, она до сих пор любит Альфреда», — рассказывает Воронкова в одном из интервью.

К концу спектакля облик главной героини меняется окончательно: с уже бледных и тонких губ сходит остервенелая улыбка, резвость и властность, с которыми она передвигалась по сцене, сменяются медлительностью, бессилием и задумчивостью. В финале гюлленцы вновь вступили с миллиардершей в цветовой контраст, переняли у нее яркие детали гардероба и пестрили на сцене желтым, красным, розовым и зеленым одеянием.

Чтение стихов глухонемым поэтом, петля для повешения из праздничной гирлянды и месть «от-кутюр» ждут зрителей на сцене Пушкинского театра с 20 марта.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+