18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Художник Эрих Борхерт: от Баухауса до ГУЛАГа

Эрих Борхерт. «Строители будущего». 1940.  Фото: Фото: Екатеринбургский музей изобразительных искусств
Эрих Борхерт. «Строители будущего». 1940.
Фото: Фото: Екатеринбургский музей изобразительных искусств
№129, март 2025
№129
Материал из газеты

Выставка «Эрих Борхерт в России» в Екатеринбургском музее изобразительных искусств стала очередным открытием творчества забытого мастера. Тем не менее клише «малоизвестный» к этому художнику неприменимо

Список прижизненных групповых и персональных выставок Эриха Борхерта в Германии, США и СССР насчитывает десятки строк.

Выставка «Эрих Борхерт в России. Графика из коллекции семьи художника»  в Екатеринбургском музее изобразительных искусств.  Фото: Екатеринбургский музей изобразительных искусств
Выставка «Эрих Борхерт в России. Графика из коллекции семьи художника» в Екатеринбургском музее изобразительных искусств.
Фото: Екатеринбургский музей изобразительных искусств

А начиналось все блестяще: Борхерт в 1926–1930 годах получил образование в школе Баухаус в Дессау. Воспринятый там функционализм органично сочетался в его художественном видении с новейшими идеями модернизма: кубизмом, экспрессионизмом, новой вещественностью.

Сторонник левых взглядов, Борхерт был членом коммунистической ячейки при Баухаусе и по окончании учебы принял приглашение приехать в СССР. С 1931 по 1938 год руководил художественной группой в тресте «Малярстройпроект», занимаясь дизайном интерьеров и оформлением архитектурных фасадов. Встреча с будущей женой, выпускницей ВХУТЕМАСа Софьей Матвеевой, предопределила решение художника остаться в России. С началом Великой Отечественной войны он стремился на фронт, но из-за происхождения был призван в трудармию на строительство алюминиевого завода в Каменске-Уральском (УАЗ). В 1942 году Борхерт был репрессирован и два года спустя погиб в лагере в Караганде. Через 20 лет реабилитирован посмертно.

Выставка «Эрих Борхерт в России. Графика из коллекции семьи художника»  в Екатеринбургском музее изобразительных искусств.  Фото: Екатеринбургский музей изобразительных искусств
Выставка «Эрих Борхерт в России. Графика из коллекции семьи художника» в Екатеринбургском музее изобразительных искусств.
Фото: Екатеринбургский музей изобразительных искусств

В 2012 году в ГМИИ им. А.С.Пушкина состоялась первая персональная выставка Борхерта; десять лет спустя — вторая, в Новосибирском государственном художественном музее. У экспозиции в Екатеринбурге своя специфика. Она представляет рисунки и акварели — наследие мастера-монументалиста, находящееся преимущественно в коллекции внуков художника, Ивана и Дарии Кольченко. Также среди экспонатов — работы Софьи Матвеевой и архивные документы: письма, фотографии, диплом об окончании Баухауса.

Лейтмотив выставки — параллели личной драмы Эриха Борхерта и исторически значимых событий в Германии и России, нашедших отражение в визуальных образах. Этим был обусловлен не хронологический, а тематический подход. Так, счастливому путешествию Борхерта и Матвеевой на Кавказ (акварели «Тифлис. Крыши», «Сухум», обе — 1931) противопоставлена тема поздних рисунков в Каменске-Уральском («Строительство ­УАЗа», 1942), сопровождающихся письмами художника к жене и дочери; сюжеты, навеянные оппозиционным движением рабочих в Германии (циклы «Рабочие», 1932; «Протест», 1933–1935), коррелируют с антифашистской фабулой в плакатах и карикатурах 1941 года.

Выставка «Эрих Борхерт в России. Графика из коллекции семьи художника»  в Екатеринбургском музее изобразительных искусств.  Фото: Екатеринбургский музей изобразительных искусств
Выставка «Эрих Борхерт в России. Графика из коллекции семьи художника» в Екатеринбургском музее изобразительных искусств.
Фото: Екатеринбургский музей изобразительных искусств

Основной фокус выставки — цикл «Каменск-Уральский» (1941–1942). Куратор Ирина Кудрявцева справедливо называет его «премьерой»: в таком полном составе серия рисунков никогда не демонстрировалась публике. Учитывая, что фотосъемка во время строительства завода-гиганта была запрещена, графические произведения мастера имеют не только художественное, но и историческое значение, крайне ценное и для краеведения столицы Урала.

Екатеринбургский музей изобразительных искусств
«Эрих Борхерт в России»
До 27 апреля

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
4
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
5
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Совместный проект Фонда культуры «Екатерина» и фонда «Прометей» знакомит публику с творчеством нонконформистов 1960–1970-х годов, которых объединял интерес к жизни и смерти, к трансцендентному и иррациональному
28.10.2025
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
6
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
7
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+