18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Художник Эрих Борхерт: от Баухауса до ГУЛАГа

Эрих Борхерт. «Строители будущего». 1940.  Фото: Фото: Екатеринбургский музей изобразительных искусств
Эрих Борхерт. «Строители будущего». 1940.
Фото: Фото: Екатеринбургский музей изобразительных искусств
№129, март 2025
№129
Материал из газеты

Выставка «Эрих Борхерт в России» в Екатеринбургском музее изобразительных искусств стала очередным открытием творчества забытого мастера. Тем не менее клише «малоизвестный» к этому художнику неприменимо

Список прижизненных групповых и персональных выставок Эриха Борхерта в Германии, США и СССР насчитывает десятки строк.

Выставка «Эрих Борхерт в России. Графика из коллекции семьи художника»  в Екатеринбургском музее изобразительных искусств.  Фото: Екатеринбургский музей изобразительных искусств
Выставка «Эрих Борхерт в России. Графика из коллекции семьи художника» в Екатеринбургском музее изобразительных искусств.
Фото: Екатеринбургский музей изобразительных искусств

А начиналось все блестяще: Борхерт в 1926–1930 годах получил образование в школе Баухаус в Дессау. Воспринятый там функционализм органично сочетался в его художественном видении с новейшими идеями модернизма: кубизмом, экспрессионизмом, новой вещественностью.

Сторонник левых взглядов, Борхерт был членом коммунистической ячейки при Баухаусе и по окончании учебы принял приглашение приехать в СССР. С 1931 по 1938 год руководил художественной группой в тресте «Малярстройпроект», занимаясь дизайном интерьеров и оформлением архитектурных фасадов. Встреча с будущей женой, выпускницей ВХУТЕМАСа Софьей Матвеевой, предопределила решение художника остаться в России. С началом Великой Отечественной войны он стремился на фронт, но из-за происхождения был призван в трудармию на строительство алюминиевого завода в Каменске-Уральском (УАЗ). В 1942 году Борхерт был репрессирован и два года спустя погиб в лагере в Караганде. Через 20 лет реабилитирован посмертно.

Выставка «Эрих Борхерт в России. Графика из коллекции семьи художника»  в Екатеринбургском музее изобразительных искусств.  Фото: Екатеринбургский музей изобразительных искусств
Выставка «Эрих Борхерт в России. Графика из коллекции семьи художника» в Екатеринбургском музее изобразительных искусств.
Фото: Екатеринбургский музей изобразительных искусств

В 2012 году в ГМИИ им. А.С.Пушкина состоялась первая персональная выставка Борхерта; десять лет спустя — вторая, в Новосибирском государственном художественном музее. У экспозиции в Екатеринбурге своя специфика. Она представляет рисунки и акварели — наследие мастера-монументалиста, находящееся преимущественно в коллекции внуков художника, Ивана и Дарии Кольченко. Также среди экспонатов — работы Софьи Матвеевой и архивные документы: письма, фотографии, диплом об окончании Баухауса.

Лейтмотив выставки — параллели личной драмы Эриха Борхерта и исторически значимых событий в Германии и России, нашедших отражение в визуальных образах. Этим был обусловлен не хронологический, а тематический подход. Так, счастливому путешествию Борхерта и Матвеевой на Кавказ (акварели «Тифлис. Крыши», «Сухум», обе — 1931) противопоставлена тема поздних рисунков в Каменске-Уральском («Строительство ­УАЗа», 1942), сопровождающихся письмами художника к жене и дочери; сюжеты, навеянные оппозиционным движением рабочих в Германии (циклы «Рабочие», 1932; «Протест», 1933–1935), коррелируют с антифашистской фабулой в плакатах и карикатурах 1941 года.

Выставка «Эрих Борхерт в России. Графика из коллекции семьи художника»  в Екатеринбургском музее изобразительных искусств.  Фото: Екатеринбургский музей изобразительных искусств
Выставка «Эрих Борхерт в России. Графика из коллекции семьи художника» в Екатеринбургском музее изобразительных искусств.
Фото: Екатеринбургский музей изобразительных искусств

Основной фокус выставки — цикл «Каменск-Уральский» (1941–1942). Куратор Ирина Кудрявцева справедливо называет его «премьерой»: в таком полном составе серия рисунков никогда не демонстрировалась публике. Учитывая, что фотосъемка во время строительства завода-гиганта была запрещена, графические произведения мастера имеют не только художественное, но и историческое значение, крайне ценное и для краеведения столицы Урала.

Екатеринбургский музей изобразительных искусств
«Эрих Борхерт в России»
До 27 апреля

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+