18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Голод и изобилие

Интерьер гранд-кафе «Шануар». Фото: Maison Dellos
Интерьер гранд-кафе «Шануар».
Фото: Maison Dellos

Шеф-повар гранд-кафе «Шануар» Эдуард Архипов представил авторский гастрономический сет из 12 подач

Работая над гастрономическим сетом из 12 подач, шеф-повар гранд-кафе «Шануар» Эдуард Архипов вдохновлялся книгой итальянского культуролога, историка-медиевиста и специалиста по истории питания Массимо Монтанари «Голод и изобилие. История питания в Европе». В своей книге он исследует эволюцию гастрономических традиций Европы с III по XX век: от хлеба и оливкового масла древних римлян и греков и куска мяса на костре варваров до современных консервов и фастфуда. Для Монтанари то, чем питались люди в разные эпохи, — такая же важная составляющая истории цивилизации, как политика или культура. Автор знаменитой книги проводит читателя через 17 веков, начиная от культа еды в мифах и эпосе, далее повествуя о страхе перед голодом и завершая современной боязнью переедания.

Как и Монтанари, Эдуард Архипов предлагает познакомиться с тем, что и как ели предки современных европейцев, и пройти по пути эволюции гастрономии, чтобы по-новому взглянуть на собственные гастрономические привычки.

Эдуард Архипов подает улиток в первой части своего сета. Фото: Maison Dellos
Эдуард Архипов подает улиток в первой части своего сета.
Фото: Maison Dellos

Сет «Голод и изобилие» объединяет 12 курсов и состоит из 2 «глав». Первая часть — «Голод», где подачи аскетичны, а блюда базируются прежде всего на природных ресурсах. Хлеб из желудей, первые после зимы грибы сморчки, салат из весенней зелени — в этих позициях собрано то, что было доступно любому человеку. Здесь же ставшие позже деликатесами устрицы и улитки, про которых Чарльз Диккенс писал: «Бедность и устрицы всегда идут рука об руку». Подача за подачей шеф-повар демонстрирует, что голод оказывается не менее влиятельным гастрономическим фактором, чем великие географические открытия, агрокультурные революции и органическая химия.

Вторая часть сета — «Изобилие» — обращена к тем блюдам, которые подавались в богатых домах. Уже не ржаная лепешка, но бриошь со сливочным маслом, пирог с олениной, стерлядь с каштановым велюте, утиная грудка и ферментированные яблоки. Большинство ингредиентов привозили по специальному заказу, а их стоимость ограничивала круг тех, кто мог их отведать.

Пирог с олениной.   Фото: Maison Dellos
Пирог с олениной.
Фото: Maison Dellos

Не обошлось и без знаменитого изречения Марии-Антуанетты «Если у них нет хлеба, пусть едят пирожные»: один из десертов сета — пан-пердю с земляникой — посвящен именно этой фразе.

Особое внимание при создании сета Архипов уделил визуальному компоненту, тщательно продумав каждую из подач. Переработав один из старых рецептов, шеф подает улиток на большом камне, а соус к ним прячет в ракушке. Пармантье с камамбером приносят в ажурной вазе, а нарядные шоколадные конфеты — в железной коробочке на душистом перце.

Эдуард Архипов искусно обыгрывает стереотипы, развенчивает мифы и придает новое звучание привычным блюдам. Как пишет Монтанари, только по-настоящему богатое общество способно оценить вкус бедности. Аккомпанемент к сету — алкогольное сопровождение от шефа-сомелье Maison Dellos Сергея Аксеновского и сомелье гранд-кафе «Шануар» Павла Брыкина.

Первый ужин «Голод и изобилие» состоялся 13 марта.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+