18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Голод и изобилие

Интерьер гранд-кафе «Шануар». Фото: Maison Dellos
Интерьер гранд-кафе «Шануар».
Фото: Maison Dellos

Шеф-повар гранд-кафе «Шануар» Эдуард Архипов представил авторский гастрономический сет из 12 подач

Работая над гастрономическим сетом из 12 подач, шеф-повар гранд-кафе «Шануар» Эдуард Архипов вдохновлялся книгой итальянского культуролога, историка-медиевиста и специалиста по истории питания Массимо Монтанари «Голод и изобилие. История питания в Европе». В своей книге он исследует эволюцию гастрономических традиций Европы с III по XX век: от хлеба и оливкового масла древних римлян и греков и куска мяса на костре варваров до современных консервов и фастфуда. Для Монтанари то, чем питались люди в разные эпохи, — такая же важная составляющая истории цивилизации, как политика или культура. Автор знаменитой книги проводит читателя через 17 веков, начиная от культа еды в мифах и эпосе, далее повествуя о страхе перед голодом и завершая современной боязнью переедания.

Как и Монтанари, Эдуард Архипов предлагает познакомиться с тем, что и как ели предки современных европейцев, и пройти по пути эволюции гастрономии, чтобы по-новому взглянуть на собственные гастрономические привычки.

Эдуард Архипов подает улиток в первой части своего сета. Фото: Maison Dellos
Эдуард Архипов подает улиток в первой части своего сета.
Фото: Maison Dellos

Сет «Голод и изобилие» объединяет 12 курсов и состоит из 2 «глав». Первая часть — «Голод», где подачи аскетичны, а блюда базируются прежде всего на природных ресурсах. Хлеб из желудей, первые после зимы грибы сморчки, салат из весенней зелени — в этих позициях собрано то, что было доступно любому человеку. Здесь же ставшие позже деликатесами устрицы и улитки, про которых Чарльз Диккенс писал: «Бедность и устрицы всегда идут рука об руку». Подача за подачей шеф-повар демонстрирует, что голод оказывается не менее влиятельным гастрономическим фактором, чем великие географические открытия, агрокультурные революции и органическая химия.

Вторая часть сета — «Изобилие» — обращена к тем блюдам, которые подавались в богатых домах. Уже не ржаная лепешка, но бриошь со сливочным маслом, пирог с олениной, стерлядь с каштановым велюте, утиная грудка и ферментированные яблоки. Большинство ингредиентов привозили по специальному заказу, а их стоимость ограничивала круг тех, кто мог их отведать.

Пирог с олениной.   Фото: Maison Dellos
Пирог с олениной.
Фото: Maison Dellos

Не обошлось и без знаменитого изречения Марии-Антуанетты «Если у них нет хлеба, пусть едят пирожные»: один из десертов сета — пан-пердю с земляникой — посвящен именно этой фразе.

Особое внимание при создании сета Архипов уделил визуальному компоненту, тщательно продумав каждую из подач. Переработав один из старых рецептов, шеф подает улиток на большом камне, а соус к ним прячет в ракушке. Пармантье с камамбером приносят в ажурной вазе, а нарядные шоколадные конфеты — в железной коробочке на душистом перце.

Эдуард Архипов искусно обыгрывает стереотипы, развенчивает мифы и придает новое звучание привычным блюдам. Как пишет Монтанари, только по-настоящему богатое общество способно оценить вкус бедности. Аккомпанемент к сету — алкогольное сопровождение от шефа-сомелье Maison Dellos Сергея Аксеновского и сомелье гранд-кафе «Шануар» Павла Брыкина.

Первый ужин «Голод и изобилие» состоялся 13 марта.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+