18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Вкус хороший, картины расположены удачно

Римма Герловина. «Закройте дверь, дует!». 1974. Фото: Anton Kozlov's Collection
Римма Герловина. «Закройте дверь, дует!». 1974.
Фото: Anton Kozlov's Collection
№129, март 2025
№129
Материал из газеты

Частное собрание Антона Козлова, отбором самых показательных вещей из которого для выставки в Мультимедиа Арт Музее, Москва занималась Ольга Свиблова, показывает историю развития послевоенной абстракции и московского концептуализма

Сегодня уже невозможно представить себе крупную выставку российского совриска, на которой не было бы произведений искусства из коллекции Антона Козлова. Начав активную собирательскую деятельность всего несколько лет назад, в 2019 году, он, благодаря энтузиазму, темпераменту и вкусу (а также верно расставленным приоритетам, в числе которых популяризаторство), очень быстро стал большой акулой в нашем замкнутом океанариуме contemporary art. Сегодня его собрание советского неофициального и современного российского искусства насчитывает более 1 тыс. произведений, созданных с конца 1950-х годов до наших дней, и охватывает всех ключевых авторов.

Выставка «Расположение картин зависит от вкуса. Современное искусство из коллекции Антона Козлова» в Мультимедиа Арт Музее.  Фото: Анна Екомасова/MАММ
Выставка «Расположение картин зависит от вкуса. Современное искусство из коллекции Антона Козлова» в Мультимедиа Арт Музее.
Фото: Анна Екомасова/MАММ

Антону Козлову нравится показывать то, что он выбрал. Не только на коллективных выставках, но и отдельно. «Сегодня, когда моя коллекция в значительной степени сформирована, мне хочется, чтобы она стала доступна широкой публике», — рассказывает он нашему изданию. В феврале 2024-го он презентовал открытое хранение в квартире на Волхонке. В ноябре открыл первую отдельную выставку своей коллекции: проект под названием «Двадцать один длинный, один короткий», сосредоточенный на искусстве последней четверти ХХ века, показывали в екатеринбургском Ельцин Центре до февраля этого года. И вот не успел он завершиться, как эстафету перенимает выставка собрания в Москве.

Хотя это одна и та же коллекция, выставки получились разными. «Когда мы планируем выставочные проекты, нам интересно делать их новыми и не похожими друг на друга», — говорит коллекционер. Вдобавок нынешняя выставка — это не только Антон Козлов, но и Ольга Свиблова, которая и предложила показать собрание в стенах Мультимедиа Арт Музея, Москва. Экспозиция, кураторами которой, помимо нее, выступили Анна Зайцева, Мария Лаврова и Галина Шубина, таким образом, продолжает многолетнюю стратегическую программу «Частные коллекции в МАММ».

Эрик Булатов. «Небо — море». 1982. Фото: Anton Kozlov's Collection
Эрик Булатов. «Небо — море». 1982.
Фото: Anton Kozlov's Collection

Выставка разместилась на трех этажах музея, благо собрание Козлова дает возможность размахнуться. «Обширная и разнообразная коллекция Антона Козлова позволяет сделать на ее основе разные выставки. В случае с презентацией коллекции в МАММ мы сфокусировались на двух темах», — рассказала нашему изданию Ольга Свиблова. Это две линии российского искусства — послевоенная абстракция и московский концептуализм. «Вместе с кураторами нам стало интересно, как будут коммуницировать два этих явления внутри одного выставочного проекта, ведь язык беспредметного искусства и практики концептуализма определили вектор формирования современного российского искусства и его проблематику. Для экспозиции мы отобрали около 200 произведений из моей коллекции, наиболее точно раскрывающих суть двух ключевых для российской современной культуры явлений», — комментирует Антон Козлов.

Говорящее название «Расположение картин зависит от вкуса» заимствовано у картины Сергея Волкова, одного из лидеров «младоконцептуального» искусства 1980-х. Этот заголовок точно характеризует весьма своеобразный выбор работ — и кураторский, и коллекционерский.

Выставка «Расположение картин зависит от вкуса. Современное искусство из коллекции Антона Козлова» в Мультимедиа Арт Музее.  Фото: Анна Екомасова/MАММ
Выставка «Расположение картин зависит от вкуса. Современное искусство из коллекции Антона Козлова» в Мультимедиа Арт Музее.
Фото: Анна Екомасова/MАММ

«Антон Козлов — сегодня один из самых ярких и системных коллекционеров, — считает глава МАММ. — Он собирает как произведения классиков современного российского искусства, так и тех художников, которые определяют сегодняшний пейзаж современного искусства, в том числе работы совсем молодых художников. Он пытается предвидеть тех, кто завтра станет классиком. Это как ставки на бегах. Меня захватывает развитие Антона как страстного коллекционера. Он не просто покупает то, что нравится, а серьезно исследует как историю российского современного искусства, так и мировые художественные процессы. Его постоянно развивающаяся коллекция отражает личностный рост ее создателя и постоянно расширяющийся круг его интересов».

Маршрут по выставке начинается с произведений представителей когда-то неофициального советского искусства, а сегодня признанных во всем мире художников: Эрика Булатова, Риммы и Валерия Герловиных, Юрия Злотникова, Франциско Инфанте, Ильи Кабакова, Виктора Пивоварова, Михаила Рогинского, Бориса Турецкого, Ивана Чуйкова, группы «Коллективные действия» и других.

Группа «МишМаш». «Сверху вверх». 2018.   Фото: Anton Kozlov's Collection
Группа «МишМаш». «Сверху вверх». 2018.
Фото: Anton Kozlov's Collection

Одновременно экспозиция позволяет увидеть, как художественные парадигмы, выработанные в 1960–1980-х, развиваются и трансформируются в произведениях авторов более молодых поколений. Среди них — представленные на выставке Алина Глазун, Анна Желудь, Роман Сакин, группа «МишМаш». «Совместно с Антоном Козловым и его кураторами мы отбирали экспонаты, руководствуясь прежде всего качеством и значимостью работ, а также стремились к тому, чтобы сложилась целостная картина контекстов, которые Козлов обозначил, работая над своим собранием», — поясняет Свиблова. Выставка, таким образом, получилась любопытной и с точки зрения понимания истории нашего искусства, и как индивидуализированный портрет коллекционера.

Мультимедиа Арт Музей, Москва
«Расположение картин зависит от вкуса. Современное искусство из коллекции Антона Козлова»
До 16 июня

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+