18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

Вкус хороший, картины расположены удачно

Римма Герловина. «Закройте дверь, дует!». 1974. Фото: Anton Kozlov's Collection
Римма Герловина. «Закройте дверь, дует!». 1974.
Фото: Anton Kozlov's Collection
№129, март 2025
№129
Материал из газеты

Частное собрание Антона Козлова, отбором самых показательных вещей из которого для выставки в Мультимедиа Арт Музее, Москва занималась Ольга Свиблова, показывает историю развития послевоенной абстракции и московского концептуализма

Сегодня уже невозможно представить себе крупную выставку российского совриска, на которой не было бы произведений искусства из коллекции Антона Козлова. Начав активную собирательскую деятельность всего несколько лет назад, в 2019 году, он, благодаря энтузиазму, темпераменту и вкусу (а также верно расставленным приоритетам, в числе которых популяризаторство), очень быстро стал большой акулой в нашем замкнутом океанариуме contemporary art. Сегодня его собрание советского неофициального и современного российского искусства насчитывает более 1 тыс. произведений, созданных с конца 1950-х годов до наших дней, и охватывает всех ключевых авторов.

Выставка «Расположение картин зависит от вкуса. Современное искусство из коллекции Антона Козлова» в Мультимедиа Арт Музее.  Фото: Анна Екомасова/MАММ
Выставка «Расположение картин зависит от вкуса. Современное искусство из коллекции Антона Козлова» в Мультимедиа Арт Музее.
Фото: Анна Екомасова/MАММ

Антону Козлову нравится показывать то, что он выбрал. Не только на коллективных выставках, но и отдельно. «Сегодня, когда моя коллекция в значительной степени сформирована, мне хочется, чтобы она стала доступна широкой публике», — рассказывает он нашему изданию. В феврале 2024-го он презентовал открытое хранение в квартире на Волхонке. В ноябре открыл первую отдельную выставку своей коллекции: проект под названием «Двадцать один длинный, один короткий», сосредоточенный на искусстве последней четверти ХХ века, показывали в екатеринбургском Ельцин Центре до февраля этого года. И вот не успел он завершиться, как эстафету перенимает выставка собрания в Москве.

Хотя это одна и та же коллекция, выставки получились разными. «Когда мы планируем выставочные проекты, нам интересно делать их новыми и не похожими друг на друга», — говорит коллекционер. Вдобавок нынешняя выставка — это не только Антон Козлов, но и Ольга Свиблова, которая и предложила показать собрание в стенах Мультимедиа Арт Музея, Москва. Экспозиция, кураторами которой, помимо нее, выступили Анна Зайцева, Мария Лаврова и Галина Шубина, таким образом, продолжает многолетнюю стратегическую программу «Частные коллекции в МАММ».

Эрик Булатов. «Небо — море». 1982. Фото: Anton Kozlov's Collection
Эрик Булатов. «Небо — море». 1982.
Фото: Anton Kozlov's Collection

Выставка разместилась на трех этажах музея, благо собрание Козлова дает возможность размахнуться. «Обширная и разнообразная коллекция Антона Козлова позволяет сделать на ее основе разные выставки. В случае с презентацией коллекции в МАММ мы сфокусировались на двух темах», — рассказала нашему изданию Ольга Свиблова. Это две линии российского искусства — послевоенная абстракция и московский концептуализм. «Вместе с кураторами нам стало интересно, как будут коммуницировать два этих явления внутри одного выставочного проекта, ведь язык беспредметного искусства и практики концептуализма определили вектор формирования современного российского искусства и его проблематику. Для экспозиции мы отобрали около 200 произведений из моей коллекции, наиболее точно раскрывающих суть двух ключевых для российской современной культуры явлений», — комментирует Антон Козлов.

Говорящее название «Расположение картин зависит от вкуса» заимствовано у картины Сергея Волкова, одного из лидеров «младоконцептуального» искусства 1980-х. Этот заголовок точно характеризует весьма своеобразный выбор работ — и кураторский, и коллекционерский.

Выставка «Расположение картин зависит от вкуса. Современное искусство из коллекции Антона Козлова» в Мультимедиа Арт Музее.  Фото: Анна Екомасова/MАММ
Выставка «Расположение картин зависит от вкуса. Современное искусство из коллекции Антона Козлова» в Мультимедиа Арт Музее.
Фото: Анна Екомасова/MАММ

«Антон Козлов — сегодня один из самых ярких и системных коллекционеров, — считает глава МАММ. — Он собирает как произведения классиков современного российского искусства, так и тех художников, которые определяют сегодняшний пейзаж современного искусства, в том числе работы совсем молодых художников. Он пытается предвидеть тех, кто завтра станет классиком. Это как ставки на бегах. Меня захватывает развитие Антона как страстного коллекционера. Он не просто покупает то, что нравится, а серьезно исследует как историю российского современного искусства, так и мировые художественные процессы. Его постоянно развивающаяся коллекция отражает личностный рост ее создателя и постоянно расширяющийся круг его интересов».

Маршрут по выставке начинается с произведений представителей когда-то неофициального советского искусства, а сегодня признанных во всем мире художников: Эрика Булатова, Риммы и Валерия Герловиных, Юрия Злотникова, Франциско Инфанте, Ильи Кабакова, Виктора Пивоварова, Михаила Рогинского, Бориса Турецкого, Ивана Чуйкова, группы «Коллективные действия» и других.

Группа «МишМаш». «Сверху вверх». 2018.   Фото: Anton Kozlov's Collection
Группа «МишМаш». «Сверху вверх». 2018.
Фото: Anton Kozlov's Collection

Одновременно экспозиция позволяет увидеть, как художественные парадигмы, выработанные в 1960–1980-х, развиваются и трансформируются в произведениях авторов более молодых поколений. Среди них — представленные на выставке Алина Глазун, Анна Желудь, Роман Сакин, группа «МишМаш». «Совместно с Антоном Козловым и его кураторами мы отбирали экспонаты, руководствуясь прежде всего качеством и значимостью работ, а также стремились к тому, чтобы сложилась целостная картина контекстов, которые Козлов обозначил, работая над своим собранием», — поясняет Свиблова. Выставка, таким образом, получилась любопытной и с точки зрения понимания истории нашего искусства, и как индивидуализированный портрет коллекционера.

Мультимедиа Арт Музей, Москва
«Расположение картин зависит от вкуса. Современное искусство из коллекции Антона Козлова»
До 16 июня

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
08.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
7
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+