18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Виктор Иванов отпраздновал 100-летие выставкой

Выставка «Художник сурового стиля. Виктор Иванов» в Нижегородском государственном художественном музее.  Фото: Нижегородский государственный художественный музей
Выставка «Художник сурового стиля. Виктор Иванов» в Нижегородском государственном художественном музее.
Фото: Нижегородский государственный художественный музей
№128, февраль 2025
№128
Материал из газеты

«Иванов не мечется»: творческая биография старейшего российского художника, кажется, лишена аномалий и девиаций. Возможно, поэтому ему и удалось прожить долгую жизнь — и по творческим меркам, и по человеческим

Кураторам открывшейся в декабре в Третьяковке выставки Виктора Попкова удалось, кажется, совсем обойтись без термина «суровый стиль»: такое определение как будто навязывает автору жесткие рамки. Название стартовавшей в Нижегородском художественном музее передвижной выставки «Художник сурового стиля. Виктор Иванов» сформулировано самим ее главным героем. Виктор Иванов, очевидно, не особенно переживает из-за того, что кто-то не так истолкует термины. Во-первых, ему в прошлом году исполнилось 100 — в этом возрасте о таких мелочах не переживают. И во-вторых, на длинном творческом пути Иванова девиации и аномалии не обнаруживаются (в отличие от того же Попкова или, например, позднего Гелия Коржева с его сюрреализмом). «Иванов не мечется, а всем своим творчеством утверждает важные критерии человеческого, — комментирует Ольга Томсон, куратор выставки. — Его творчество всегда о человеке». Даже в работах, относящихся к самому раннему периоду, «его интерес к людям очевиден».

Выставка «Художник сурового стиля. Виктор Иванов» в Нижегородском государственном художественном музее.  Фото: Нижегородский государственный художественный музей
Выставка «Художник сурового стиля. Виктор Иванов» в Нижегородском государственном художественном музее.
Фото: Нижегородский государственный художественный музей

В экспозиции более 80 живописных и графических произведений, начиная с картин, написанных в Крыму в 1940-х. Следующее десятилетие представлено холстами, привезенными из поездок на Кубу, в Мексику, Египет. Затем художника захватила тема Рязанской земли. Сам Иванов неизменно настаивает на том, что он «художник деревни». Куратор отмечает важную для мастера тему оторванности человека от земли и вспоминает в этой связи документальный фильм 1963 года «Ярость», режиссер которого Пьер Паоло Пазолини переживает смену цивилизаций после смерти последнего крестьянина.

Экспонаты предоставил сам автор, многие из них впервые покинули его мастерскую на Верхней Масловке. Лишь одна работа, пейзаж «Переславль-Залесский» (1969), взята из фондов нижегородского музея.

Нижегородский государственный художественный музей
«Художник сурового стиля. Виктор Иванов»
До 16 марта

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
7
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Четвертый |catalog| нашел площадку еще ближе к Кремлю — в пространстве жилого квартала «Золотой» на Софийской набережной, которое превратилось во временный арт-кластер с 60 галереями
28.11.2025
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+