18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Виктор Иванов отпраздновал 100-летие выставкой

Выставка «Художник сурового стиля. Виктор Иванов» в Нижегородском государственном художественном музее.  Фото: Нижегородский государственный художественный музей
Выставка «Художник сурового стиля. Виктор Иванов» в Нижегородском государственном художественном музее.
Фото: Нижегородский государственный художественный музей
№128, февраль 2025
№128
Материал из газеты

«Иванов не мечется»: творческая биография старейшего российского художника, кажется, лишена аномалий и девиаций. Возможно, поэтому ему и удалось прожить долгую жизнь — и по творческим меркам, и по человеческим

Кураторам открывшейся в декабре в Третьяковке выставки Виктора Попкова удалось, кажется, совсем обойтись без термина «суровый стиль»: такое определение как будто навязывает автору жесткие рамки. Название стартовавшей в Нижегородском художественном музее передвижной выставки «Художник сурового стиля. Виктор Иванов» сформулировано самим ее главным героем. Виктор Иванов, очевидно, не особенно переживает из-за того, что кто-то не так истолкует термины. Во-первых, ему в прошлом году исполнилось 100 — в этом возрасте о таких мелочах не переживают. И во-вторых, на длинном творческом пути Иванова девиации и аномалии не обнаруживаются (в отличие от того же Попкова или, например, позднего Гелия Коржева с его сюрреализмом). «Иванов не мечется, а всем своим творчеством утверждает важные критерии человеческого, — комментирует Ольга Томсон, куратор выставки. — Его творчество всегда о человеке». Даже в работах, относящихся к самому раннему периоду, «его интерес к людям очевиден».

Выставка «Художник сурового стиля. Виктор Иванов» в Нижегородском государственном художественном музее.  Фото: Нижегородский государственный художественный музей
Выставка «Художник сурового стиля. Виктор Иванов» в Нижегородском государственном художественном музее.
Фото: Нижегородский государственный художественный музей

В экспозиции более 80 живописных и графических произведений, начиная с картин, написанных в Крыму в 1940-х. Следующее десятилетие представлено холстами, привезенными из поездок на Кубу, в Мексику, Египет. Затем художника захватила тема Рязанской земли. Сам Иванов неизменно настаивает на том, что он «художник деревни». Куратор отмечает важную для мастера тему оторванности человека от земли и вспоминает в этой связи документальный фильм 1963 года «Ярость», режиссер которого Пьер Паоло Пазолини переживает смену цивилизаций после смерти последнего крестьянина.

Экспонаты предоставил сам автор, многие из них впервые покинули его мастерскую на Верхней Масловке. Лишь одна работа, пейзаж «Переславль-Залесский» (1969), взята из фондов нижегородского музея.

Нижегородский государственный художественный музей
«Художник сурового стиля. Виктор Иванов»
До 16 марта

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+