18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

Старой усадьбе вернули мозаики

Мозаичная икона святой Ольги на фасаде бывшей детской больницы.  Фото: Sminex
Мозаичная икона святой Ольги на фасаде бывшей детской больницы.
Фото: Sminex

Мозаичные иконы XIX века на фасадах зданий бывшей детской больницы святой Ольги успешно отреставрированы благодаря девелоперской компании Sminex

Архитектурный ансамбль усадьбы XIX века в Орлово-Давыдовском переулке в Москве, некогда бывшей детской больницей святой Ольги, вновь обрел иконы святой Ольги и святого Пантелеимона на своих фасадах. Реставрацию объекта культурного наследия регионального значения инициировала девелоперская компания Sminex, которая создает на его территории элитный редевелопмент-проект «Городская усадьба в Орлово-Давыдовском». Работы по восстановлению икон и самой усадьбы велись под строгим контролем специалистов Департамента культурного наследия города Москвы.

Мозаичная икона святого Пантелеимона на фасаде бывшей детской больницы.  Фото: Sminex
Мозаичная икона святого Пантелеимона на фасаде бывшей детской больницы.
Фото: Sminex

Панно с изображениями святых созданы в редкой мозаичной технике из смальты и датированы концом XIX века. Лик целителя Пантелеимона украшает фасад одного из корпусов, где располагалось амбулаторное отделение, а икона святой Ольги — главный корпус больницы. Восстановлением икон из 20 тыс. фрагментов цветного непрозрачного стекла занимался известный реставратор-мозаичист Игорь Лаврененко, член Союза художников России и Академии архитектурного наследия, а также основатель студии мозаики «Кантарель», более 30 лет посвятивший реставрации произведений мозаичного искусства. Под руководством мастера в разное время были воссозданы редкие и уникальные детали внутреннего убранства храмов и монастырей в разных регионах России. Например, мозаики собора Воскресения Христова (Спаса на Крови) в Санкт-Петербурге.

Восстановление икон из старой усадьбы (лик святой Ольги — в мастерской, а святого Пантелеимона — прямо на фасаде) стало последней работой Лаврененко, который ушел из жизни в сентябре 2024 года. Реставрацию завершала дочь художника Ольга.

«Мы активно работали над восстановлением икон с 2022 года. Был пройден большой путь — от поиска и согласования техники реставрации до окончания работ. Вместе со Sminex мы выполнили химический анализ материалов мозаик в Российской академии живописи Ильи Глазунова. Это помогло выбрать лучшие материалы и решения. Важно, что иконы займут свое историческое место на фасаде особняков, сохранив целостность всего ансамбля», — отметила Ольга Лаврененко.

Архитектурный ансамбль усадьбы XIX века в Орлово-Давыдовском переулке. Хозяйский дом.   Фото: Sminex
Архитектурный ансамбль усадьбы XIX века в Орлово-Давыдовском переулке. Хозяйский дом.
Фото: Sminex

Здания усадьбы были построены в 1880–1890-х годах графом Сергеем Орловым-Давыдовым по проектам архитекторов Константина Быковского и Василия Баркова. Историко-архивные исследования Sminex показали, что граф заказал иконы в Венеции, на острове Мурано. По одной из версий, обе работы выполнены в мастерской художественного стеклоделия Антонио Сальвиати, имевшего большую популярность по всему миру. Для того чтобы вернуть иконам первозданный облик, Игорь Лаврененко применил оригинальную итальянскую смальту, произведенную на венецианской фабрике Orsoni. Символично, что старинное мозаичное производство было основано Анджело Орсони в то же время, когда были созданы иконы усадьбы, — в 1888 году.

«Мы возводим наши дома в сердце Москвы и имеем большой опыт работы с объектами культурного наследия. Для сохранения их исторической подлинности и восстановления мы изучаем архивные чертежи — в этом нам активно помогает город. Вместе мы максимально бережно воссоздаем эстетику, заложенную архитекторами прошлого. Сохраняем архитектурные детали силами лучших мастеров в России и мире, это часть нашего авторского подхода к созданию домов Fine Development», — говорит вице-президент по согласованиям Sminex Самира Левшина.

Комплексная реставрация архитектурного ансамбля, первая за все время его существования, началась в 2022 году. В ходе работ благодаря Sminex была также восстановлена историческая кирпичная кладка, воссоздан исторический облик окон, дверей и кованых элементов, обновлены инженерные коммуникации. Сегодня девелопер благоустраивает на территории бывшей больницы старинный парк с фонтанами, зелеными лабиринтами и скульптурами. Все это станет частью единого современного комплекса «Городская усадьба в Орлово-Давыдовском» с несколькими зданиями, которые будут включать даже дом для приемов и балов.

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
08.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
7
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+