18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

«Совком» проводит юбилейные торги

Владимир Аралов. «Старая Москва». 1953. Фото: аукционный дом «Совком»
Владимир Аралов. «Старая Москва». 1953.
Фото: аукционный дом «Совком»

Московский аукционный дом отмечает 25-летие большими тематическими торгами, на которых собраны произведения от классического русского искусства до нонконформизма и первых имен современного искусства

Аукционный дом «Совком» отмечает 25-летие большими торгами, собравшими почти две сотни первых имен русского, советского и постсоветского искусства.

Четверть века назад дом стартовал с торгов произведениями советского периода и успешно занимался только этим сегментом рынка до 2008 года, когда большой аукцион со знаковым названием «Триумф соцреализма» прошел буквально триумфально и установил новые рекорды на работы Александра Дейнеки, Юрия Пименова и Александра Самохвалова. Этот момент и стал переломным: с одной стороны, сменилась экономическая ситуация, с другой — собрался пул постоянных клиентов и сформировалось доверие к дому. «Совком» стал заниматься русским и западноевропейским классическим искусством. И даже проводить необычные торги, как, например, 10 Years in Vogue, на которых продажа 31 матрешки, расписанной лучшими мировыми дизайнерами, принесла за один вечер баснословные €600 тыс. (все средства были переданы на благотворительные цели). В прошлом году аукционный дом провел несколько торгов с акцентом на первые имена современного искусства, причем со 100%-ным успехом: коллекции были раскуплены полностью (с учетом послеаукционных продаж). Теперь такие разделы современного искусства завершают любой из регулярных аукционов.

«Сейчас мы работаем как маркетмейкер, — говорит Юрий Тюхтин, основатель и глава аукционного дома, — формируем и спрос, и предложение. Мы мониторим рынок и, если встречаем „наше“ имя, выкупаем в галереях или на других аукционах, затем включаем в свои торги».

«Совком» обычно проводит шесть-семь аукционов в год — сезонные и два важнейших. Впрочем, как отмечает Юрий Тюхтин, дом не держится за четкий календарный распорядок и, назначая очередной аукцион, предпочитает ориентироваться на качество собранных лотов. «Сейчас аукционов много, и вещи часто кочуют с одного на другой. Мы же стараемся найти работы из домашних собраний, уникальные предметы или коллекции, которые редко или никогда не бывали на публичных торгах», — поясняет он.

Иван Айвазовский. «Парусник в море». 1887.  Фото: аукционный дом «Совком»
Иван Айвазовский. «Парусник в море». 1887.
Фото: аукционный дом «Совком»

Аукцион, который состоится 20 марта, значительно расширен в разделе первых имен русского искусства. Театральная графика Юрия Анненкова, Александра Бенуа, Александра Головина и Мстислава Добужинского по традиции открывает торги. Музейное значение имеет небольшое полотно Ивана Айвазовского «Парусник в море». Пейзаж с двухмачтовиком среди бурных волн подписан и датирован 1887 годом и отвечает каноническому представлению о работе великого мариниста. Узнаваем и «Спас Нерукотворный» Михаила Нестерова, написанный на медной доске. Эксперты относят его к началу 1900-х годов, когда художник работал над эскизами и росписью храма Александра Невского в Абастумани в Грузии и писал иконы для украшения храма Святого Ипатия Гагрского в Гагре. Обе картины отнесены к разряду произведений, предварительную оценку которых можно узнать по запросу, что подчеркивает их значимость. Акварель «Друзья-приятели» Владимира Маковского является авторским вариантом полотна 1895 года, находящегося в Тульском областном художественном музее. Эта добродушная сценка очень характерна для творчества художника-жанриста (эстимейт 1,5–3 млн руб.). Эталонный большой «Пейзаж с опунциями. Феодосия» 1906 года Иосифа Крачковского в аутентичной раме, безусловно, одна из находок юбилейной коллекции. Так же как и открыточный метровый Юлий Клевер. В 5–10 млн руб. оценено полотно близкого к передвижникам Ильи Галкина «Рыбаки на Волхове», в 10–20 млн руб. — «Георгины» Георгия Савицкого (к работе прилагается и тиражный плакат — репродукция 1950-х годов, чрезвычайно популярный в СССР). Потенциальным хитом торгов является также гуашь Марка Шагала «Колокольня церкви Шамбон-сюр-Лак» (1926, эстимейт по запросу, работа имеет подтверждение Комитета Шагала).

Оскар Рабин. «За окнами церковь». 1965. Фото: аукционный дом «Совком»
Оскар Рабин. «За окнами церковь». 1965.
Фото: аукционный дом «Совком»

Вторая половина ХХ века представлена во всем многообразии советского официального и неофициального искусства. «Суровый стиль» в произведениях Гелия Коржева, Игоря Обросова и Петра Оссовского соседствует с нонконформизмом в работах Владимира Немухина и Оскара Рабина. Раздел современного искусства включает среди прочего большую живопись Александра Виноградова и Владимира Дубосарского 2005 года из их «подводной» серии (оценена в 2,5–5 млн руб.) и работу Олега Кулика «Я кусаю Америку, Америка кусает меня» (1–2 млн руб.).

Скульптура нечасто встречается на московских аукционах. На торгах дома «Совком» представлено несколько скульптур, у каждой из которых своя интересная история. Так, «Рабочий со звездой» Вячеслава Андреева (брат прославленного ленинианой Николая Андреева) — это макет скульптуры, установленной на павильоне СССР на Всемирной выставке в Нью-Йорке в 1939 году, а «Метростроевцы» Валентины Рыбалко — модель для одной из станций метро. Есть и редкие находки. Например, авторский фотоальбом архитектурных решений первого проекта здания МГУ Бориса Иофана вместе с графическими набросками шпиля.

В каталог торгов включены оригинальные иллюстрации Владимира Лебедева к стихотворению «Усатый полосатый» Самуила Маршака и иллюстрации Константина Елисеева к басне Сергея Михалкова «Титан» (с резолюцией поэта о том, что именно этот вариант выбран для печати). К данным лотам бережно подобраны и прилагаются книги, в которых они опубликованы.

На аукционе будет значительный раздел фотографии с авторскими отпечатками Льва Бородулина, Владислава Микоши, Евгения Халдея, Якова Халипа и Аркадия Шайхета. В целом разнообразие разделов впечатляет, даже оригиналам кукол Хрюши и Степашки из популярной телепередачи нашлось место в середине аукциона, что наверняка оживит будущие торги. Всего на них собран 191 лот, и номер аукциона — 191.

Удивительно: за прошедшие со дня основания четверть века с молотка аукционного дома «Совком» было продано более 50 тыс. лотов. И уже несколько поколений коллекционеров приходят в уютные залы на улице Щепкина, где 5 марта откроется новая предаукционная выставка.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+