18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

«Совком» проводит юбилейные торги

Владимир Аралов. «Старая Москва». 1953. Фото: аукционный дом «Совком»
Владимир Аралов. «Старая Москва». 1953.
Фото: аукционный дом «Совком»

Московский аукционный дом отмечает 25-летие большими тематическими торгами, на которых собраны произведения от классического русского искусства до нонконформизма и первых имен современного искусства

Аукционный дом «Совком» отмечает 25-летие большими торгами, собравшими почти две сотни первых имен русского, советского и постсоветского искусства.

Четверть века назад дом стартовал с торгов произведениями советского периода и успешно занимался только этим сегментом рынка до 2008 года, когда большой аукцион со знаковым названием «Триумф соцреализма» прошел буквально триумфально и установил новые рекорды на работы Александра Дейнеки, Юрия Пименова и Александра Самохвалова. Этот момент и стал переломным: с одной стороны, сменилась экономическая ситуация, с другой — собрался пул постоянных клиентов и сформировалось доверие к дому. «Совком» стал заниматься русским и западноевропейским классическим искусством. И даже проводить необычные торги, как, например, 10 Years in Vogue, на которых продажа 31 матрешки, расписанной лучшими мировыми дизайнерами, принесла за один вечер баснословные €600 тыс. (все средства были переданы на благотворительные цели). В прошлом году аукционный дом провел несколько торгов с акцентом на первые имена современного искусства, причем со 100%-ным успехом: коллекции были раскуплены полностью (с учетом послеаукционных продаж). Теперь такие разделы современного искусства завершают любой из регулярных аукционов.

«Сейчас мы работаем как маркетмейкер, — говорит Юрий Тюхтин, основатель и глава аукционного дома, — формируем и спрос, и предложение. Мы мониторим рынок и, если встречаем „наше“ имя, выкупаем в галереях или на других аукционах, затем включаем в свои торги».

«Совком» обычно проводит шесть-семь аукционов в год — сезонные и два важнейших. Впрочем, как отмечает Юрий Тюхтин, дом не держится за четкий календарный распорядок и, назначая очередной аукцион, предпочитает ориентироваться на качество собранных лотов. «Сейчас аукционов много, и вещи часто кочуют с одного на другой. Мы же стараемся найти работы из домашних собраний, уникальные предметы или коллекции, которые редко или никогда не бывали на публичных торгах», — поясняет он.

Иван Айвазовский. «Парусник в море». 1887.  Фото: аукционный дом «Совком»
Иван Айвазовский. «Парусник в море». 1887.
Фото: аукционный дом «Совком»

Аукцион, который состоится 20 марта, значительно расширен в разделе первых имен русского искусства. Театральная графика Юрия Анненкова, Александра Бенуа, Александра Головина и Мстислава Добужинского по традиции открывает торги. Музейное значение имеет небольшое полотно Ивана Айвазовского «Парусник в море». Пейзаж с двухмачтовиком среди бурных волн подписан и датирован 1887 годом и отвечает каноническому представлению о работе великого мариниста. Узнаваем и «Спас Нерукотворный» Михаила Нестерова, написанный на медной доске. Эксперты относят его к началу 1900-х годов, когда художник работал над эскизами и росписью храма Александра Невского в Абастумани в Грузии и писал иконы для украшения храма Святого Ипатия Гагрского в Гагре. Обе картины отнесены к разряду произведений, предварительную оценку которых можно узнать по запросу, что подчеркивает их значимость. Акварель «Друзья-приятели» Владимира Маковского является авторским вариантом полотна 1895 года, находящегося в Тульском областном художественном музее. Эта добродушная сценка очень характерна для творчества художника-жанриста (эстимейт 1,5–3 млн руб.). Эталонный большой «Пейзаж с опунциями. Феодосия» 1906 года Иосифа Крачковского в аутентичной раме, безусловно, одна из находок юбилейной коллекции. Так же как и открыточный метровый Юлий Клевер. В 5–10 млн руб. оценено полотно близкого к передвижникам Ильи Галкина «Рыбаки на Волхове», в 10–20 млн руб. — «Георгины» Георгия Савицкого (к работе прилагается и тиражный плакат — репродукция 1950-х годов, чрезвычайно популярный в СССР). Потенциальным хитом торгов является также гуашь Марка Шагала «Колокольня церкви Шамбон-сюр-Лак» (1926, эстимейт по запросу, работа имеет подтверждение Комитета Шагала).

Оскар Рабин. «За окнами церковь». 1965. Фото: аукционный дом «Совком»
Оскар Рабин. «За окнами церковь». 1965.
Фото: аукционный дом «Совком»

Вторая половина ХХ века представлена во всем многообразии советского официального и неофициального искусства. «Суровый стиль» в произведениях Гелия Коржева, Игоря Обросова и Петра Оссовского соседствует с нонконформизмом в работах Владимира Немухина и Оскара Рабина. Раздел современного искусства включает среди прочего большую живопись Александра Виноградова и Владимира Дубосарского 2005 года из их «подводной» серии (оценена в 2,5–5 млн руб.) и работу Олега Кулика «Я кусаю Америку, Америка кусает меня» (1–2 млн руб.).

Скульптура нечасто встречается на московских аукционах. На торгах дома «Совком» представлено несколько скульптур, у каждой из которых своя интересная история. Так, «Рабочий со звездой» Вячеслава Андреева (брат прославленного ленинианой Николая Андреева) — это макет скульптуры, установленной на павильоне СССР на Всемирной выставке в Нью-Йорке в 1939 году, а «Метростроевцы» Валентины Рыбалко — модель для одной из станций метро. Есть и редкие находки. Например, авторский фотоальбом архитектурных решений первого проекта здания МГУ Бориса Иофана вместе с графическими набросками шпиля.

В каталог торгов включены оригинальные иллюстрации Владимира Лебедева к стихотворению «Усатый полосатый» Самуила Маршака и иллюстрации Константина Елисеева к басне Сергея Михалкова «Титан» (с резолюцией поэта о том, что именно этот вариант выбран для печати). К данным лотам бережно подобраны и прилагаются книги, в которых они опубликованы.

На аукционе будет значительный раздел фотографии с авторскими отпечатками Льва Бородулина, Владислава Микоши, Евгения Халдея, Якова Халипа и Аркадия Шайхета. В целом разнообразие разделов впечатляет, даже оригиналам кукол Хрюши и Степашки из популярной телепередачи нашлось место в середине аукциона, что наверняка оживит будущие торги. Всего на них собран 191 лот, и номер аукциона — 191.

Удивительно: за прошедшие со дня основания четверть века с молотка аукционного дома «Совком» было продано более 50 тыс. лотов. И уже несколько поколений коллекционеров приходят в уютные залы на улице Щепкина, где 5 марта откроется новая предаукционная выставка.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+