18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Другой русский» из объединения «Синий всадник» снова на коне

Алексей Явленский. Dorf Murnau – Landsbyen Murnau. 1908. Фото: Martin P. Bühler/Kunstmuseum Basel
Алексей Явленский. Dorf Murnau – Landsbyen Murnau. 1908.
Фото: Martin P. Bühler/Kunstmuseum Basel
№128, февраль 2025
№128
Материал из газеты

Алексей Явленский долгие годы был незаслуженно обделен вниманием широкой публики, но сегодня лучшие работы выдающегося представителя русской эмиграции можно увидеть на монографической выставке в датском музее «Луизиана»

В годы, предшествовавшие Первой мировой войне, два друга из России, увлекавшихся мистицизмом, глубоко повлияли на развитие немецкого экспрессионизма. Один из них, Василий Кандинский, известен всему миру как первопроходец абстракционизма; второму, Алексею Явленскому (1864–1941), только недавно начали уделять должное внимание. В 2017-м нью-йоркская Новая галерея провела первый крупный показ художника в США, а в конце января нынешнего года в Музее современного искусства «Луизиана», расположенном к северу от Копенгагена, открылась его первая персональная выставка в Скандинавии. Экспозиция «Алексей Явленский», в состав которой вошла 61 работа художника, охватывает период с 1908 года, когда он начал смело экспериментировать с палитрой, до середины 1930-х — поздних, сдержанных произведений, которые создавались через преодоление боли (автора мучил артрит).

Выставка «Алексей Явленский» в Музее современного искусства «Луизиана».   Фото: Camilla Stephan/Louisiana Museum of Modern Art
Выставка «Алексей Явленский» в Музее современного искусства «Луизиана».
Фото: Camilla Stephan/Louisiana Museum of Modern Art

Кандинский и Явленский входили в мюнхенский кружок художников, известный сегодня как «Синий всадник»; его членами также были подруга Кандинского Габриеле Мюнтер, Франц Марк и Август Макке. Художница Марианна Веревкина, спутница Явленского, устраивала салоны, где регулярно собиралась вся группа.

В Германии известен главным образом мюнхенский период творчества героя выставки в «Луизиане», который закончился с началом Первой мировой войны, когда российские подданные Явленский, Веревкина и ее горничная (которая родила художнику ребенка) бежали в Швейцарию. Куратор Матиас Уссинг Зеберг берет экспрессионистский период за отправную точку.

Выставка «Алексей Явленский» в Музее современного искусства «Луизиана».   Фото: Camilla Stephan/Louisiana Museum of Modern Art
Выставка «Алексей Явленский» в Музее современного искусства «Луизиана».
Фото: Camilla Stephan/Louisiana Museum of Modern Art

«По-настоящему интересным художником Явленский становится после отъезда из Германии», — считает куратор. В затворничестве под Женевой родилась серия работ, в которых художник постепенно преобразовывал вид из своего окна. К моменту создания картины «Вариация. Сумерки» (1916) деревья и дорога окончательно превратились в цветовые пятна.

Явленский вернулся в Германию в начале 1920-х годов и обосновался там вместе с матерью своего сына Еленой Незнакомовой. Пока Кандинский и еще один его друг, Пауль Клее, преподавали в Баухаусе в Дессау, Явленский создавал небольшие работы на бумаге, в которых одержимо изображал одно и то же лицо.

Выставка «Алексей Явленский» в Музее современного искусства «Луизиана».   Фото: Camilla Stephan/Louisiana Museum of Modern Art
Выставка «Алексей Явленский» в Музее современного искусства «Луизиана».
Фото: Camilla Stephan/Louisiana Museum of Modern Art

Цветовая гамма таких картин середины 1920-х годов, как «Абстрактная голова. Тайна» (1925), по-прежнему многообразна и экспрессивна. Десятилетие спустя, когда Явленскому зачастую приходилось держать кисть двумя руками, его палитра стала темнее и глубже. В работе «Большая медитация. Свечение» (1936) то же самое лицо превратилось в инфернальную маску. Как говорит Зеберг, в этот поздний период творчества художника «цвета напоминают светящийся уголь». Явленский вдохновлялся теософией, практиковал йогу и, по словам куратора, создавал работы «большой духовной интенсивности, скрывая цвет в черноте».

Ближе к концу жизни к художнику время от времени возвращались силы, и он писал мрачные, опустошающие натюрморты; некоторые из них также вошли в экспозицию. Но центральное место в его творчестве и духовной жизни занимает серия быстро созданных «лиц». На выставке показано 20 работ из этой серии. 

Музей современного искусства «Луизиана»
«Алексей Явленский»
До 1 июня

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
5
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+