18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Гравюра — первый интернет: средство информации и инструмент влияния

Иван Селиванов. «Портрет великой княгини Марии Павловны». Около 1801–1806. Гравюра по живописному оригиналу Владимира Боровиковского. Фрагмент.  Фото: Государственный Эрмитаж
Иван Селиванов. «Портрет великой княгини Марии Павловны». Около 1801–1806. Гравюра по живописному оригиналу Владимира Боровиковского. Фрагмент.
Фото: Государственный Эрмитаж
№128, февраль 2025
№128
Материал из газеты

Книга Залины Тетермазовой «Подражание и отражение» преподносит жанр гравированного портрета в новом свете и с неожиданной стороны. Автора в первую очередь занимает то, что именно искали и находили в этих эстампах современники

Большинство трудов об искусстве, посвященных конкретным техникам, сосредотачивается на их визуальных характеристиках, секретах производства и том, как видимые особенности влияют на восприятие произведения нами — сегодняшними созерцателями. Книги, из которых можно узнать, как техника воспринималась в эпоху своего создания, встречаются гораздо реже и представляют собой воистину ценные научные труды. Монография Залины Тетермазовой, хранительницы коллекции гравированного и литографированного портрета в Государственном историческом музее, преподносит искусство гравюры именно с этой точки зрения. Преподносит впервые, хотя ряд ученых, которых автор отмечает в качестве своих предшественников (Геннадий Вдовин, Ольга Евангулова, Андрей Карев, Михаил Флекель), так или иначе подступался к этой теме. Благодаря книге «Подражание и отражение» читатель сможет воспринимать этот вид графики как туннель всевозможных, подчас весьма неожиданных смыслов.

Залина Тетермазова. «Подражание и отражение: Портретная гравюра в России второй половины XVIII века». М.: Новое литературное обозрение, 2024. 304 с., ил.
Залина Тетермазова. «Подражание и отражение: Портретная гравюра в России второй половины XVIII века». М.: Новое литературное обозрение, 2024. 304 с., ил.

Для начала автор помогает нам понять, что на русскую гравюру XVIII века, на эти тонкие, пожелтевшие и романтичные старинные листы, необходимо смотреть не поэтически, наслаждаясь их старомодным обаянием, а, скорее, с помощью той же оптики, которой мы воспринимаем советский агитационный плакат: и то и другое — тиражная графика, заказываемая государством и выполняющая различные функции (это важное отличие русской гравюры XVIII века от западной: у нас не существовало ее частного производства, кроме пары исключений). Затем автор показывает, насколько тиражность и дешевизна гравюр были важны для получения визуальной информации потребителем в нашей «культурной глухомани». Хотя исследовательница не приводит таких аналогий напрямую, неизбежно возникают ассоциации с теми переменами в восприятии массовой публикой мировой живописи, которые во второй половине ХХ века, после гегемонии черно-белых фотографий, принесли цветные репродукции картин. И с тем ощущением легкодоступности любого шедевра в течение секунды, которое принес интернет, — чувством, немыслимым для наших бабушек и дедушек в период их студенчества.

И это лишь некоторые из аспектов бытования гравюры, описанные в первой половине книги. А ее вторая часть посвящена непосредственно тому, что обещает заглавие, — подражанию и отражению. Напомним, что монография рассказывает не обо всех вариантах гравюры, а только о портретной, так как портрет (масляный) был самым важным и массовым жанром отечественной живописи того столетия и гравюр с портретов делалось больше всего. Залина Тетермазова показывает, какие метаморфозы претерпевала картина маслом при перетолковывании ее глазами и руками гравера (и дело не только в переводе в ч/б!), каковы были критерии отбора характерных черт, в чем состояли особенности перевода и как влияли на восприятие избираемые техники. А также почему гравера надо рассматривать не как простого копииста, делающего репродукции, а как художника с настоящей индивидуальностью.

Иван Селиванов. «Портрет великой княгини Марии Павловны». Около 1801–1806. Гравюра по живописному оригиналу Владимира Боровиковского.  Фото: Государственный Эрмитаж
Иван Селиванов. «Портрет великой княгини Марии Павловны». Около 1801–1806. Гравюра по живописному оригиналу Владимира Боровиковского.
Фото: Государственный Эрмитаж

Мы узнаем о таком массовом явлении, как создание художниками, обычно провинциальными, живописного портрета на основе тиражной гравюры, сделанной, в свою очередь, с портрета кисти какой-нибудь знаменитости. Здесь же подробный разбор иконографических деталей (нарисованных рам и начертанных текстов), а также заметки о редких цветных гравюрах. Словом, начальный рассказ о портретной гравюре с точки зрения семиотики (если этот термин еще актуально использовать в 2025 году) служит чем-то вроде предисловия к тщательному искусствоведческому исследованию.

Практическая работа с подлинниками из музейных фондов получает развитие благодаря знакомству автора с современными западными монографиями по теме. А также, что важно, с той очень профессиональной искусствоведческой школой исследования русского портрета, которая на протяжении десятилетий создается в Москве на семинарах Андрея Александровича Карева, научного руководителя Залины Тетермазовой и рецензента книги. 

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+