18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Пикабиа: трудно быть меланхоликом в эпоху потрясений

Выставка «Франсис Пикабиа. Вечное начало» в Hauser & Wirth.  Фото: Hauser & Wirth
Выставка «Франсис Пикабиа. Вечное начало» в Hauser & Wirth.
Фото: Hauser & Wirth
№128, февраль 2025
№128
Материал из газеты

Парижская выставка посвящена последнему десятилетию жизни художника, который на протяжении всей своей карьеры жонглировал стилями — от импрессионизма, пуантилизма и кубизма до сюрреализма и абстракционизма

В экспозиции «Франсис Пикабиа. Вечное начало» 46 картин, созданных художником после возвращения в Париж в конце Второй мировой войны. В этот период Франсис Пикабиа (1879–1953) отказался от фигуративных работ в стиле ню, характерных для его творчества во время войны, и вернулся к абстракционизму. И все же, по словам Арно Пьера, одного из кураторов выставки, художник сохранил элементы фигуративности, а также черпал вдохновение в доисторическом искусстве (к этому источнику он раньше не обращался).

Выставка «Франсис Пикабиа. Вечное начало» в Hauser & Wirth.  Фото: Hauser & Wirth
Выставка «Франсис Пикабиа. Вечное начало» в Hauser & Wirth.
Фото: Hauser & Wirth

Другой куратор, Беверли Кальте, в 1980–1990-х годах много общавшаяся с вдовой художника Ольгой и готовившая к публикации его каталог-резоне, комментирует: «В последние годы жизни Пикабиа создавал новые работы, опираясь на свои печали и тревоги из прошлого. Он стал старше, и жизнь его была непростой. В Париже Пикабиа окружил себя молодыми коллегами, для которых он был потрясающим источником вдохновения». В их числе — Пьер Сулаж и Жан-Мишель Атлан, видевшие в 70-летнем художнике живого творца с захватывающими идеями.

Франсис Пикабиа в своей студии на улице Даниэль-Казанова, 26 (бывшая улица Малые поля), Париж. 1948-1949.  Фото: Archives Comité Picabia, Paris
Франсис Пикабиа в своей студии на улице Даниэль-Казанова, 26 (бывшая улица Малые поля), Париж. 1948-1949.
Фото: Archives Comité Picabia, Paris

«Пикабиа был меланхоликом, и его психическое состояние сильно зависело от событий в мире, особенно во время двух мировых войн», — говорит Арно Пьер. Тяжкое бремя этого мира отражено в работах, созданных после 1945 года, когда художник уже предчувствовал приближение собственного конца. И все же, по мнению исследователя, Пикабиа удалось найти свежие стимулы для творчества, а также перебросить мост между довоенным художественным Парижем и новой эпохой. Экспозиция, которая в мае переедет в нью-йоркскую галерею Hauser & Wirth на 22-й улице, включает картину «Вильжюиф» (1951). Ее многие годы называли последней работой Пикабиа. Сегодня принято считать, что это были «Точки», датированные 1952 годом; их также можно увидеть на выставке.

Hauser & Wirth, Париж
«Франсис Пикабиа. Вечное начало»
До 16 марта

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
3
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
4
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
5
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
6
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
7
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+