18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Искусство принадлежит любознательным — независимо от общественного строя

Обсуждать произведения удобнее сидя. Кадр из фильма Александра Преснякова «Эрмитаж» (1938).  Фото: Музей современного искусства «Гараж»
Обсуждать произведения удобнее сидя. Кадр из фильма Александра Преснякова «Эрмитаж» (1938).
Фото: Музей современного искусства «Гараж»
№128, февраль 2025
№128
Материал из газеты

Исследование Андрея Ефица о формах взаимодействия музеев с публикой в 1920–1930-е годы многое приводит к общему знаменателю, в том числе некоторые практические стороны деятельности советских и западных институций

С тех самых пор, как в Европе и Америке стали опережающими темпами, один за одним, открываться общедоступные художественные музеи (кульминация процесса пришлась на XIX век), теоретики и практики культуры постоянно обдумывали концептуальные вопросы. Прежде всего такой: публичный музей — это сокровищница, исследовательский центр, просветительское учреждение или разновидность шоу? Если спросить у сегодняшних специалистов, ответ наверняка будет единодушным: все это вместе, плюс многое другое. Как ни удивительно, столетие назад подобный комплексный подход тоже рассматривался — правда, были у него и весомые оппоненты, а еще на ситуацию, в ту или иную сторону, влияли экономика с политикой. Иногда влияли радикально.

Социалистическая революция в России относилась к числу радикальнейших факторов: музейное дело в стране переформатировали сверху донизу. Причем не один раз. Реформы порой противоречили друг другу, но стратегический курс оставался неизменным: культуру надлежало нести в массы, а значит, просветительская миссия музеев продолжала считаться главным приоритетом.

Ефиц А. «Зритель, будь активен!»: Как музеи рассказывали об искусстве в 1920–1930-е годы. М.: Музей современного искусства «Гараж», 2024. 320 с., ил.
Ефиц А. «Зритель, будь активен!»: Как музеи рассказывали об искусстве в 1920–1930-е годы. М.: Музей современного искусства «Гараж», 2024. 320 с., ил.

«Зритель, будь активен!» — цитата, вынесенная в заголовок книги Андрея Ефица, независимого исследователя из Петербурга, выдает свое происхождение моментально, еще до всяких авторских пояснений. Такого рода императивами была буквально пронизана раннесоветская эпоха, они узнаются безошибочно. И действительно, призыв позаимствован с обложки книги отзывов Государственного музея нового западного искусства (ГМНЗИ), существовавшего в Москве до 1948 года. Те отзывы, по сведениям Ефица, были чаще всего недоуменными или ругательными, но сверхзадача как раз и заключалась в том, чтобы прививать трудящимся навыки «правильного» восприятия культуры. Это касалось не только «буржуазного искусства», но и вообще всего спектра — от древнеегипетских саркофагов до соцреализма. Культпоходы стали всеобщей добровольно-принудительной нормой. Западные музейщики, посещавшие СССР в 1920–1930-е годы, не без изумления констатировали: такого наплыва народных масс они ни в каких арт-институциях прежде не встречали.

Тут и проявляет себя интрига, предложенная исследователем. Он рассматривает музейную жизнь упомянутого исторического отрезка не по отдельности (мол, вот так было у них, а вот так — у нас), но анализирует проблемы и тренды в едином международном контексте. Смысла в такой методике гораздо больше, чем может показаться. Советский опыт был, конечно, во многом уникален, однако нередко опирался на заграничные рецепты. Это вообще было свойственно менталитету руководителей СССР: с трибуны заявлять об эксклюзивности своих достижений, а в реальности то и дело заглядывать за железный занавес — что там новенького у капиталистов? Бывало и наоборот, кстати: некоторые советские наработки хоть и с осторожностью, но принимались во внимание на Западе, и музейные наработки в том числе.

Кадр из фильма Александра Преснякова «Эрмитаж» (1938).  Фото: Музей современного искусства «Гараж»
Кадр из фильма Александра Преснякова «Эрмитаж» (1938).
Фото: Музей современного искусства «Гараж»

Интернациональный охват, явленный в обзоре Андрея Ефица, позволяет обнаружить, что завлечь в музеи широкие слои населения стремились отнюдь не только большевики. Правда, похвастать такой же, как в Советском Союзе, многомиллионной посещаемостью учреждений культуры не мог больше никто и нигде, но дело ведь не только в цифрах. Самым передовым и продвинутым в то время был опыт музеев в США, где не просто любили экспериментировать (в отличие от большинства европейских музеев, державшихся консервативных традиций), но еще и умели находить финансирование для новых идей. И как раз в Америке делали серьезную ставку на демократизацию музейной жизни, пытаясь пристрастить хотя бы часть населения к культурному досугу. Эти процессы были не очень похожи на советскую практику знакомства со «всеми богатствами, накопленными человечеством», однако происходили неизбежные и порой забавные переклички форматов. В Москве и Ленинграде музейщики читали народу лекции о классовой подоплеке любых художеств, а в Чикаго и Бостоне — о роли искусства и дизайна в успешном развитии бизнеса.

Именно в Штатах внедрялись многие новации — жанровые, технические, рекламные, которые в Европе зачастую лишь обосновывались теоретически и применялись довольно робко. И все же европейский опыт тоже внимательно изучен автором книги. Он демонстрирует своего рода исследовательский серфинг, свободно перемещаясь из столицы в столицу и из одной общественно-политической системы в другую, чтобы найти нужные ему примеры и прецеденты.

В результате труд Андрея Ефица получился информативным и наполненным выразительными деталями. Автор воздерживается от вывода в духе «все уже придумано до нас», хотя не обходит ретроспективным вниманием попытки борьбы с «музейной усталостью», пересмотра подходов к экскурсионной работе, использования театра и кинематографа для диалога с публикой, внедрения первых инклюзивных практик. Однако читатель и сам может осознать: современный поворот музеев «лицом к зрителю» имеет обширнейшую предысторию, которая и занятна, и поучительна. 

Самое читаемое:
1
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
2
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
3
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
Выставка, построенная на хорошо известных произведениях классического русского авангарда, тем не менее необычна. Это прообраз будущей новой постоянной экспозиции авангарда в Русском музее
04.07.2025
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
4
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
5
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
6
Проект «Красная Москва. Женщина в большом городе» исследует модную тему с нового ракурса
Организаторы новой выставки в Центре «Зотов» выбрали для раскрытия актуальной темы советской повседневности историю ароматов в СССР
02.07.2025
Проект «Красная Москва. Женщина в большом городе» исследует модную тему с нового ракурса
7
Третий по древности: важный новгородский собор снова доступен для публики
В Великом Новгороде завершилась реставрация одной из стариннейших русских церквей — Рождественского собора Антониева монастыря. К решению этой задачи музей-заповедник, ведающий храмом, подошел со всей ответственностью
24.06.2025
Третий по древности: важный новгородский собор снова доступен для публики
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+