18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Современное искусство Петербурга обоснуется по новому адресу

Новое здание музея находится на канале Грибоедова по соседству со старым. Фото: Наталья Шкуренок
Новое здание музея находится на канале Грибоедова по соседству со старым.
Фото: Наталья Шкуренок
№128, февраль 2025
№128
Материал из газеты

Музей искусства Санкт-Петербурга ХХ–XXI веков, филиал петербургского ЦВЗ «Манеж», получил в распоряжение особняк на набережной канала Грибоедова, где поместятся и фонды, и постоянная экспозиция, и залы для временных выставок

Музей искусства Санкт-Петербурга ХХ–ХХI веков, филиал петербургского Центрального выставочного зала «Манеж», получил от города новое здание на набережной канала Грибоедова. Решение о развитии музея было принято на заседании Совета по культуре и искусству при губернаторе города еще в 2023 году, но лишь недавно властям удалось найти подходящее пространство. Переданный в распоряжение ЦВЗ «Манеж» особняк площадью почти 2,865 тыс. кв. м примыкает к нынешнему зданию музея. Их непосредственное соседство позволит создать в историческом центре Петербурга музейный комплекс, задачей которого станет популяризация искусства ХХ–ХХI веков.

Музейная коллекция начала формироваться в 1990 году созданным специально для этой цели отделом современного искусства ЦВЗ «Манеж». В 2007 году в строении на набережной канала Грибоедова, 103, где в то время хранился архив городского суда, открылся Малый зал «Манежа», но делить пространство с архивом ему приходилось вплоть до 2015 года, пока тот окончательно не перевезли. Тогда же, в 2015-м, структурное подразделение «Манежа» получило официальный статус музея и обосновалось в упомянутом здании.

В коллекцию музея входят работы ленинградских и петербургских художников, созданные в период с 1920-х годов до наших дней. В конце 2023 года в фонды поступило собрание Арт-центра «Пушкинская-10». Но из-за нехватки площадей музей не мог открыть постоянную экспозицию, а для хранения порядка 12 тыс. предметов (это и живопись, и графика, и скульптура, и объекты, и декоративно-прикладное искусство, и фотографии) «Манеж» был вынужден арендовать помещения у города.

Новое пространство откроется в доме 101 на набережной канала Грибоедова. Трехэтажный особняк в стиле позднего классицизма значится в списке объектов культурного наследия регионального значения как «Дом Алафузовой Л.А. с двумя служебными флигелями и каретником». Алафузовы были последними владельцами дома, история которого началась в 80-х годах XVIII века. Первоначально участок земли под строительство приобрел вице-полковник лейб-гвардии Гренадерского полка Семен Уваров. Он умер в 1788 году, не завершив строительство. У вдовы не было средств на отделку, и она продала здание в казну. До 1856 года в нем размещались поочередно Медицинская коллегия, Камер-коллегия, Лесной институт и Училище торгового мореплавания. В 1856 году дом выкупил у казны генерал-майор Карл Альбрехт, пригласив для его перестройки архитектора Августа Ланге. А уже в конце XIX века его приобрел купец и промышленник Иван Алафузов. После революции в разные годы здесь размещались художественный техникум, детская экскурсионно-туристическая станция, а до последнего времени — отель «Львиный мостик».

По словам Анны Яловой, директора ЦВЗ «Манеж», в новом здании планируется открыть просветительский центр для занятий художественным творчеством с людьми любого возраста — от малышей до пенсионеров, но основная часть пространства будет отдана под временные выставки и постоянную экспозицию. «И конечно, туда переедут наши фонды, — добавляет Анна Ялова. — Это самый болезненный вопрос, ведь у нас хранится не только коллекция „Пушкинской-10“, но и наша собственная, которую „Манеж“ собирал последние 30 лет».

Первоочередная задача, стоящая перед ЦВЗ «Манеж», — проведение изыскательских работ. Здание имеет охранный статус, поэтому требуется установить, что в нем сохранилось подлинного, а что было переделано. Также необходимо определить объем работ, требующихся для его приспособления под нужды «Манежа». Затем предстоят выбор архитектора, обсуждение планировочных решений и непосредственно проведение работ по приспособлению. «Все понимают, что перед нами стоит огромная задача, и никто не торопит, но у нас есть поручение от городского правительства — начать освоение уже в этом году, — говорит Анна Ялова. — Надеемся, что в конце года сможем представить в новых стенах хотя бы часть нашей коллекции»

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+