18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Иск об отравлении свинцом при реставрации Версаля дошел до суда

Великолепие декора королевской оперы в Версале таило нешуточную опасность для реставраторов.  Фото: Château de Versailles
Великолепие декора королевской оперы в Версале таило нешуточную опасность для реставраторов.
Фото: Château de Versailles
№127, декабрь-январь 2024
№127
Материал из газеты

Немало лет прошло с тех пор, как был подан иск об отравлении нескольких рабочих в ходе реставрации королевской оперы в Версале. Сейчас дело вроде бы сдвинулось с мертвой точки, но торжества правосудия пока так и не случилось

Когда 30 сентября в Уголовном суде Версаля началось предварительное слушание по этому делу, могло показаться, что тянущаяся уже 15 лет тяжба наконец разрешится. Однако разбирательство отложили до февраля по требованию главного архитектора Версаля Фредерика Дидье, поскольку он получил повестку с трехдневным опозданием. Жан-Жак Ноэр, один из адвокатов истцов, заявил, что возмущен очередной отсрочкой.

Эта эпопея тянется с 2009 года, когда завершилась двухлетняя реставрация изысканно декорированной королевской оперы, входящей в дворцовый комплекс. Ее полностью деревянное здание было построено по проекту Жака Анжа Габриеля, архитектора Людовика XV. Некоторые из занятых на реставрации рабочих утверждают, что получили отравление свинцовой пылью во время расчистки скульптур и декора.

Перед судом предстали девять физических и юридических лиц. Шесть из них, в том числе организация при Министерстве культуры, надзиравшая за ходом работ, и упомянутый выше главный архитектор Версаля, обвиняются в халатности, повлекшей неумышленное причинение вреда. Компании Asselin, специализирующейся на реставрации исторических памятников, ее основателю Франсуа Асслену, а также бывшему координатору ее проектов предъявлены более серьезные обвинения — в создании угрозы для жизни и в фальсификации показаний. Истцами по делу выступают шестеро плотников компании, но судья полагает, что воздействию свинца подверглись и другие рабочие. При этом судья снял обвинения с самого Версальского дворца, заключив, что в качестве заказчика работ он не несет ответственности за то, как именно они велись.

Полностью деревянное здание королевской оперы было построено по проекту Жака Анжа Габриеля, архитектора Людовика XV.  Фото: Château de Versailles
Полностью деревянное здание королевской оперы было построено по проекту Жака Анжа Габриеля, архитектора Людовика XV.
Фото: Château de Versailles

На протяжении столетий свинцовые белила широко использовались в качестве красителя. Подозрения в том, что он может быть вреден, возникли еще в эпоху Возрождения. Ядовитость свинца была доказана в XIX веке, но во Франции и Великобритании его запретили лишь в 1990-е годы. Отравление свинцом оказывает долгосрочное воздействие на различные органы; даже в незначительных дозах он способен серьезно повлиять на здоровье, а в высоких может привести к летальному исходу.

Плотник Дидье Андриё, первым забивший тревогу, обнаружил отравление случайно, когда пожаловался своему врачу на различные симптомы и попросил назначить анализ крови. Выяснилось, что уровень свинца в его крови превышает норму в восемь раз; его сразу же госпитализировали. У его коллег этот уровень оказался таким же или даже выше. Последовавшие правовые процедуры затянулись на годы, и Андриё говорит, что «был возмущен реакцией» на свои обвинения.

Проведенное расследование показало, что работы велись в условиях недостаточной вентиляции, а рабочим не выдали необходимых средств индивидуальной защиты. Андриё рассказывает, что ему пришлось вступить в конфликт с работодателем и обратиться в орган трудовой инспекции, чтобы добиться принятия необходимых мер. В подготовленном инспекцией отчете говорится, что содержание свинца в пыли на объекте «в 20 раз превышало норму», и констатируется «очевидная связь между уровнем свинца в крови рабочих, нанятых компанией Asselin, и пренебрежением техникой безопасности».

Следствие настаивает на том, что сотрудники Asselin подделывали документы и оказывали давление на рабочих, чтобы те в показаниях заявили, будто их коллеги сами пренебрегали средствами индивидуальной защиты, в то время как в действительности их попросту не предоставили. «Реставрационные работы должны были продолжаться еще два месяца, — отмечает адвокат Жан-Жак Ноэр, представляющий Андриё. — Если бы не мой клиент, предупредивший всех об опасности, отравление свинцом могло бы быть еще более серьезным, вплоть до летального исхода».

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
6
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+