18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Иск об отравлении свинцом при реставрации Версаля дошел до суда

Великолепие декора королевской оперы в Версале таило нешуточную опасность для реставраторов.  Фото: Château de Versailles
Великолепие декора королевской оперы в Версале таило нешуточную опасность для реставраторов.
Фото: Château de Versailles
№127, декабрь-январь 2024
№127
Материал из газеты

Немало лет прошло с тех пор, как был подан иск об отравлении нескольких рабочих в ходе реставрации королевской оперы в Версале. Сейчас дело вроде бы сдвинулось с мертвой точки, но торжества правосудия пока так и не случилось

Когда 30 сентября в Уголовном суде Версаля началось предварительное слушание по этому делу, могло показаться, что тянущаяся уже 15 лет тяжба наконец разрешится. Однако разбирательство отложили до февраля по требованию главного архитектора Версаля Фредерика Дидье, поскольку он получил повестку с трехдневным опозданием. Жан-Жак Ноэр, один из адвокатов истцов, заявил, что возмущен очередной отсрочкой.

Эта эпопея тянется с 2009 года, когда завершилась двухлетняя реставрация изысканно декорированной королевской оперы, входящей в дворцовый комплекс. Ее полностью деревянное здание было построено по проекту Жака Анжа Габриеля, архитектора Людовика XV. Некоторые из занятых на реставрации рабочих утверждают, что получили отравление свинцовой пылью во время расчистки скульптур и декора.

Перед судом предстали девять физических и юридических лиц. Шесть из них, в том числе организация при Министерстве культуры, надзиравшая за ходом работ, и упомянутый выше главный архитектор Версаля, обвиняются в халатности, повлекшей неумышленное причинение вреда. Компании Asselin, специализирующейся на реставрации исторических памятников, ее основателю Франсуа Асслену, а также бывшему координатору ее проектов предъявлены более серьезные обвинения — в создании угрозы для жизни и в фальсификации показаний. Истцами по делу выступают шестеро плотников компании, но судья полагает, что воздействию свинца подверглись и другие рабочие. При этом судья снял обвинения с самого Версальского дворца, заключив, что в качестве заказчика работ он не несет ответственности за то, как именно они велись.

Полностью деревянное здание королевской оперы было построено по проекту Жака Анжа Габриеля, архитектора Людовика XV.  Фото: Château de Versailles
Полностью деревянное здание королевской оперы было построено по проекту Жака Анжа Габриеля, архитектора Людовика XV.
Фото: Château de Versailles

На протяжении столетий свинцовые белила широко использовались в качестве красителя. Подозрения в том, что он может быть вреден, возникли еще в эпоху Возрождения. Ядовитость свинца была доказана в XIX веке, но во Франции и Великобритании его запретили лишь в 1990-е годы. Отравление свинцом оказывает долгосрочное воздействие на различные органы; даже в незначительных дозах он способен серьезно повлиять на здоровье, а в высоких может привести к летальному исходу.

Плотник Дидье Андриё, первым забивший тревогу, обнаружил отравление случайно, когда пожаловался своему врачу на различные симптомы и попросил назначить анализ крови. Выяснилось, что уровень свинца в его крови превышает норму в восемь раз; его сразу же госпитализировали. У его коллег этот уровень оказался таким же или даже выше. Последовавшие правовые процедуры затянулись на годы, и Андриё говорит, что «был возмущен реакцией» на свои обвинения.

Проведенное расследование показало, что работы велись в условиях недостаточной вентиляции, а рабочим не выдали необходимых средств индивидуальной защиты. Андриё рассказывает, что ему пришлось вступить в конфликт с работодателем и обратиться в орган трудовой инспекции, чтобы добиться принятия необходимых мер. В подготовленном инспекцией отчете говорится, что содержание свинца в пыли на объекте «в 20 раз превышало норму», и констатируется «очевидная связь между уровнем свинца в крови рабочих, нанятых компанией Asselin, и пренебрежением техникой безопасности».

Следствие настаивает на том, что сотрудники Asselin подделывали документы и оказывали давление на рабочих, чтобы те в показаниях заявили, будто их коллеги сами пренебрегали средствами индивидуальной защиты, в то время как в действительности их попросту не предоставили. «Реставрационные работы должны были продолжаться еще два месяца, — отмечает адвокат Жан-Жак Ноэр, представляющий Андриё. — Если бы не мой клиент, предупредивший всех об опасности, отравление свинцом могло бы быть еще более серьезным, вплоть до летального исхода».

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
7
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Четвертый |catalog| нашел площадку еще ближе к Кремлю — в пространстве жилого квартала «Золотой» на Софийской набережной, которое превратилось во временный арт-кластер с 60 галереями
28.11.2025
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+