18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Почти всё о творчестве художника Эдуарда Штейнберга

Эдуард Штейнберг. «Композиция с нотами и линейкой». 1982.  Фрагмент.  Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Эдуард Штейнберг. «Композиция с нотами и линейкой». 1982. Фрагмент.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
№127, декабрь-январь 2024
№127
Материал из газеты

Каталог произведений известного нонконформиста собирался на протяжении нескольких лет и в конечном итоге представляет собой наиболее полный на сегодня свод его станковых работ — общим числом почти 1,4 тыс.

Параллельно со своими основными проектами по зарубежному искусству, Пушкинский музей, к нашему большому удовольствию, продолжает заниматься и работой по документации наследия отечественных художников второй половины ХХ века. Вслед за каталогом произведений Владимира Вейсберга (1924–1985), опубликованным в 2022 году, ГМИИ им. А.С.Пушкина создал книгу, посвященную творчеству Эдуарда Штейнберга (1937–2012). Кстати, соавтором обоих изданий была ведущий научный сотрудник отдела личных коллекций музея Анна Чудецкая, погибшая в 2023 году; в этой книге она указана автором посмертно.

Однако два эти каталога отличаются. Если «Владимир Вейсберг. Живопись и графика. ГМИИ им. А.С.Пушкина» был классической документацией работ художника в собрании музея, то нынешний проект гораздо более амбициозный. Его целью было полностью задокументировать наследие Штейнберга. Вообще всё. Увы, как рассказали сотрудники музея на презентации, это не удалось воплотить на 100%. Некоторые владельцы его произведений (в особенности зарубежные), сведения о которых безусловно достоверны, не вышли на контакт с составителями. Так что идеального каталога-резоне не получилось, однако мы имеем максимально близкий к нему свод живописи и станковой гуаши Штейнберга.

«Каталог произведений: живопись, станковая гуашь» / Авт.-сост. Г. И. Маневич, А. Ю. Чудецкая; ред. П. Э. Любимова, А.В.Свотина. М.: ГМИИ им. А. С. Пушкина, 2024. 688 с., ил.
«Каталог произведений: живопись, станковая гуашь» / Авт.-сост. Г. И. Маневич, А. Ю. Чудецкая; ред. П. Э. Любимова, А.В.Свотина. М.: ГМИИ им. А. С. Пушкина, 2024. 688 с., ил.

Вообще-то Пушкинскому музею подобный жанр научных исследований не свойственен. К созданию этого тома (кстати, он выпущен ограниченным тиражом, так что, эксперты, срочно ловите для своих библиотек) привело стечение обстоятельств. Вдова Эдуарда Штейнберга, искусствовед Галина Маневич, активно занимается популяризацией его наследия. В частности, дарит работы различным государственным музеям, включая близкий семье художника тарусский. Самый крупный из даров она сделала в 2016 году, когда преподнесла Пушкинскому музею мастерскую художника в Тарусе, а также коллекцию его произведений.

Главным условием дара и было создание каталога-резоне, над которым Маневич начала работать в сотрудничестве с Чудецкой, передав ей все архивные документы. Музей предпринял активные поиски картин Штейнберга, сведений о бытовании которых у вдовы не имелось, в том числе с помощью рассылки и объявлений в соцсетях. Работа была тяжелой. В частности, соавторы изучили большое количество опубликованных аукционных результатов и онлайн-магазинов и обнаружили там немало подделок. Несмотря на возраст, 84-летняя Галина Маневич остается главным экспертом по подлинности картин мужа и носителем информации о его произведениях, так что ее авторский вклад в это издание бесценен. А с точки зрения финансирования проекта очень важным оказался вклад Наталии Опалевой, основательницы и генерального директора Музея AZ.

Эдуард Штейнберг. «Композиция. Памяти Александра Данилова». 1981.  Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Эдуард Штейнберг. «Композиция. Памяти Александра Данилова». 1981.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Как написала Анна Чудецкая в своей статье, благодаря этому поиску живописное наследие Штейнберга с 1950-х до 2009 года приобрело совершенно новые очертания. Каталог включил почти 1,4 тыс. произведений: помимо масла, это и другие техники. Поскольку в творчестве художника, особенно в последние десятилетия, работа гуашью занимала очень важное место, в книгу включены гуаши и коллажи, размеры которых по одной из сторон не менее 50 см, оговаривают составители.

Почти 700-страничное издание организовано по хронологическому принципу: членение идет по десятилетиям, тем более что Эдуард Штейнберг весьма заметно эволюционировал стилистически. Каждое десятилетие разбито по техникам: сначала живопись, потом гуашь. В приложении помещены те произведения, сведения о которых были получены в последний момент; по этой причине в основной массив каталога они не вошли. И наконец, сводка данных о тех работах, точную информацию о которых получить не удалось, в том числе благодаря их владельцам-конспираторам.

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
4
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
5
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Совместный проект Фонда культуры «Екатерина» и фонда «Прометей» знакомит публику с творчеством нонконформистов 1960–1970-х годов, которых объединял интерес к жизни и смерти, к трансцендентному и иррациональному
28.10.2025
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
6
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
7
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+