18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

Почти всё о творчестве художника Эдуарда Штейнберга

Эдуард Штейнберг. «Композиция с нотами и линейкой». 1982.  Фрагмент.  Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Эдуард Штейнберг. «Композиция с нотами и линейкой». 1982. Фрагмент.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
№127, декабрь-январь 2024
№127
Материал из газеты

Каталог произведений известного нонконформиста собирался на протяжении нескольких лет и в конечном итоге представляет собой наиболее полный на сегодня свод его станковых работ — общим числом почти 1,4 тыс.

Параллельно со своими основными проектами по зарубежному искусству, Пушкинский музей, к нашему большому удовольствию, продолжает заниматься и работой по документации наследия отечественных художников второй половины ХХ века. Вслед за каталогом произведений Владимира Вейсберга (1924–1985), опубликованным в 2022 году, ГМИИ им. А.С.Пушкина создал книгу, посвященную творчеству Эдуарда Штейнберга (1937–2012). Кстати, соавтором обоих изданий была ведущий научный сотрудник отдела личных коллекций музея Анна Чудецкая, погибшая в 2023 году; в этой книге она указана автором посмертно.

Однако два эти каталога отличаются. Если «Владимир Вейсберг. Живопись и графика. ГМИИ им. А.С.Пушкина» был классической документацией работ художника в собрании музея, то нынешний проект гораздо более амбициозный. Его целью было полностью задокументировать наследие Штейнберга. Вообще всё. Увы, как рассказали сотрудники музея на презентации, это не удалось воплотить на 100%. Некоторые владельцы его произведений (в особенности зарубежные), сведения о которых безусловно достоверны, не вышли на контакт с составителями. Так что идеального каталога-резоне не получилось, однако мы имеем максимально близкий к нему свод живописи и станковой гуаши Штейнберга.

«Каталог произведений: живопись, станковая гуашь» / Авт.-сост. Г. И. Маневич, А. Ю. Чудецкая; ред. П. Э. Любимова, А.В.Свотина. М.: ГМИИ им. А. С. Пушкина, 2024. 688 с., ил.
«Каталог произведений: живопись, станковая гуашь» / Авт.-сост. Г. И. Маневич, А. Ю. Чудецкая; ред. П. Э. Любимова, А.В.Свотина. М.: ГМИИ им. А. С. Пушкина, 2024. 688 с., ил.

Вообще-то Пушкинскому музею подобный жанр научных исследований не свойственен. К созданию этого тома (кстати, он выпущен ограниченным тиражом, так что, эксперты, срочно ловите для своих библиотек) привело стечение обстоятельств. Вдова Эдуарда Штейнберга, искусствовед Галина Маневич, активно занимается популяризацией его наследия. В частности, дарит работы различным государственным музеям, включая близкий семье художника тарусский. Самый крупный из даров она сделала в 2016 году, когда преподнесла Пушкинскому музею мастерскую художника в Тарусе, а также коллекцию его произведений.

Главным условием дара и было создание каталога-резоне, над которым Маневич начала работать в сотрудничестве с Чудецкой, передав ей все архивные документы. Музей предпринял активные поиски картин Штейнберга, сведений о бытовании которых у вдовы не имелось, в том числе с помощью рассылки и объявлений в соцсетях. Работа была тяжелой. В частности, соавторы изучили большое количество опубликованных аукционных результатов и онлайн-магазинов и обнаружили там немало подделок. Несмотря на возраст, 84-летняя Галина Маневич остается главным экспертом по подлинности картин мужа и носителем информации о его произведениях, так что ее авторский вклад в это издание бесценен. А с точки зрения финансирования проекта очень важным оказался вклад Наталии Опалевой, основательницы и генерального директора Музея AZ.

Эдуард Штейнберг. «Композиция. Памяти Александра Данилова». 1981.  Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Эдуард Штейнберг. «Композиция. Памяти Александра Данилова». 1981.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Как написала Анна Чудецкая в своей статье, благодаря этому поиску живописное наследие Штейнберга с 1950-х до 2009 года приобрело совершенно новые очертания. Каталог включил почти 1,4 тыс. произведений: помимо масла, это и другие техники. Поскольку в творчестве художника, особенно в последние десятилетия, работа гуашью занимала очень важное место, в книгу включены гуаши и коллажи, размеры которых по одной из сторон не менее 50 см, оговаривают составители.

Почти 700-страничное издание организовано по хронологическому принципу: членение идет по десятилетиям, тем более что Эдуард Штейнберг весьма заметно эволюционировал стилистически. Каждое десятилетие разбито по техникам: сначала живопись, потом гуашь. В приложении помещены те произведения, сведения о которых были получены в последний момент; по этой причине в основной массив каталога они не вошли. И наконец, сводка данных о тех работах, точную информацию о которых получить не удалось, в том числе благодаря их владельцам-конспираторам.

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
08.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
7
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+