18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Из Парижа в Нью-Йорк: гармония и диссонанс орфизма

Робер Делоне. Formes circulaires. 1930. Фрагмент.  Фото: Solomon R. Guggenheim Museum, New York
Робер Делоне. Formes circulaires. 1930. Фрагмент.
Фото: Solomon R. Guggenheim Museum, New York
№127, декабрь-январь 2024
№127
Материал из газеты

Выставка в Музее Гуггенхайма рассказывает о движении, которое просуществовало недолго, объединило немногих, но оставило весьма заметный след в истории абстрактного искусства

У французского поэта и арт-критика Вильгельма Костровицкого (1880–1918) был особый талант к придумыванию имен и названий, начиная с его собственного псевдонима — Гийом Аполлинер. Он родился в Риме в польской семье, а в 1900 году приехал в Париж и стал своего рода церемониймейстером парижского авангарда. Аполлинера помнят как автора термина «сюрреализм». В этом году Музей Соломона Р.Гуггенхайма в Нью-Йорке обратился к орфизму — одному из менее известных терминов Аполлинера, чтобы по-новому взглянуть на истоки, дальнейшую судьбу и ключевых деятелей абстрактного искусства.

Выставка «Гармония и диссонанс. Орфизм в Париже. 1910–1930-е» в Музее Гуггенхайма.  Фото: Solomon R. Guggenheim Museum, New York
Выставка «Гармония и диссонанс. Орфизм в Париже. 1910–1930-е» в Музее Гуггенхайма.
Фото: Solomon R. Guggenheim Museum, New York

Выставка «Гармония и диссонанс. Орфизм в Париже. 1910–1930-е», объединившая 82 работы 26 художников, напоминает нам о том, чем такие деятели, как Робер Делоне и Франсис Пикабиа, отличались от изобретателей кубизма Пабло Пикассо и Жоржа Брака.

Вдохновляясь геометрическими формами Поля Сезанна и неевропейским искусством и объектами, которые они видели в Париже, Пикассо и Брак поначалу ориентировались на охристо-землистую палитру и пространственное переосмысление натюрморта. В отличие от них, Делоне, Пикабиа и мистик чешского происхождения Франтишек Купка, еще одна ключевая фигура выставки, как правило, черпали вдохновение в теории цвета, музыке и динамизме современной городской жизни.

Франсис Пикабиа. «Эдтаонисль (Священнослужитель)». 1913.  Photo: The Art Institute of Chicago/Art Resource, NY
Франсис Пикабиа. «Эдтаонисль (Священнослужитель)». 1913. Photo: The Art Institute of Chicago/Art Resource, NY

В том виде, в каком его изначально описал Аполлинер, орфизм, по сути, просуществовал лишь несколько лет, но на выставке, как поясняет куратор Вивьен Грин, подготовившая ее вместе с Трейси Башкофф, это слово используется «в расширительном значении». Грин рассказывает, что термин «орфизм», подразумевающий лиричный и эмоциональный подход к искусству, вышел из широкого употребления. Но даже в тот период, когда он возник, далеко не все представители этого стиля принимали его. Робер Делоне и его жена, художница и дизайнер Соня Делоне, использовали собственный термин для обозначения основанной на цвете динамичной абстракции — «симультанизм», отсылающий к многоуровневому урбанистическому опыту XX века. Купка вовсе не попал в составленный Аполлинером короткий список орфистов из-за существовавшей между ними вражды; кроме того, художник в принципе отвергал любые попытки категоризации. Однако Грин подчеркивает, что художественный язык Купки был, безусловно, орфистским.

Франтишек Купка. «Диски Ньютона» (этюд для «Фуги в двух цветах». 1912.  Фото: The Philadelphia Museum of Art
Франтишек Купка. «Диски Ньютона» (этюд для «Фуги в двух цветах». 1912.
Фото: The Philadelphia Museum of Art

Особое место в экспозиции отведено двум работам Делоне и Купки из коллекции музея, которые выставляются впервые после недавней реставрации.

Робер Делоне, в первых художественных экспериментах которого часто повторяется изображение одной парижской готической церкви, позднее сделал своим лейтмотивом Эйфелеву башню и в какой-то степени способствовал тому, что ее стали воспринимать не как пережиток конца XIX века, а как провозвестницу модернизма. Одну из ранних работ этой серии, датированную самим художником 1910 годом, но, по словам Джули Бартен, старшего хранителя отдела живописи Музея Гуггенхайма, скорее всего, завершенную в 1911-м, «очистили от многолетнего слоя въевшейся грязи».

Робер Делоне. «Красная Эйфелева башня (La Tour rouge)». 1911–1912. Фото: Solomon R. Guggenheim Museum, New York
Робер Делоне. «Красная Эйфелева башня (La Tour rouge)». 1911–1912.
Фото: Solomon R. Guggenheim Museum, New York

Переходя к работе Купки 1935 года «Дивертисмент I», Бартен вспоминает, что музей приобрел ее еще в 2000 году, но реставрацию полотна долго откладывали, чтобы в итоге воспользоваться преимуществами таких инноваций, как технология нанесения наногеля, для очистки накопившихся за десятилетия грязи и копоти. Раньше картина находилась в частной коллекции. «Мы полагаем, что в помещении, где она висела, курили и топили камин», — объясняет старший хранитель.

Специфика построенного по проекту Фрэнка Ллойда Райта здания Музея Гуггенхайма редко позволяет ему выжать максимум из своего собрания искусства модернизма, поскольку знаменитый спиральный пандус чаще всего отводится под временные выставки. «Гармония и диссонанс» исправляет эту несправедливость, объединяя такие редко выставляемые работы из музейной коллекции, как «На Бруклинском мосту» (1917) Альбера Глеза и его же «Картина для созерцания с розовой и зеленой доминантой» (1942), написанная маслом на мешковине.

Альбер Глез. «На Бруклинском мосту». 1917.  Фото: Solomon R. Guggenheim Museum, New York
Альбер Глез. «На Бруклинском мосту». 1917.
Фото: Solomon R. Guggenheim Museum, New York

Помимо очевидных имен, на выставке представлены близкие к орфизму произведения таких художников, как португалец Амадеу ди Соза-Кардозу и американцы Стэнтон Макдональд-Райт и Морган Расселл, которые использовали термин «синхромизм» для описания своих насыщенных цветом, музыкально-безумных абстракций.

По словам Грин, произведения, созданные в 1930-е и 1940-е годы — десятилетия спустя после орфизма в том виде, в каком его понимает большинство людей, — играют в экспозиции роль своеобразной коды. Например, они с Башкофф включили две работы Мейни Джеллетт, протеже Глеза, написанные в 1930-х. Грин полагает, что ее абстракция «Живопись» (1938) с яркими разноцветными дисками свидетельствует о том, что художница «примыкала» к орфизму.

Мейни Джеллетт. «Живопись». 1938.  Фото: National Museums NI
Мейни Джеллетт. «Живопись». 1938.
Фото: National Museums NI

Аполлинер умер от гриппа в 1918 году, Пикабиа стал дадаистом, а Робер Делоне вернулся к фигуративной живописи. Анализ более широкого влияния орфизма, к сожалению, не входит в задачи выставки. «Когда-нибудь нужно будет сделать часть II», — уверена Вивьен Грин.

Музей Гуггенхайма
«Гармония и диссонанс. Орфизм в Париже. 1910–1930-е»
До 9 марта

Самое читаемое:
1
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
Юбилейная экспозиция «Истории и ребусы» соединяет разные хронологические отрезки творчества художницы, хотя подробная ретроспектива в случае Нестеровой была бы практически неосуществима
22.01.2025
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
2
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
3
Сезон смены директоров
Музейный год начался с перестановок, которые посыпались одна за другой как из рога изобилия. Всего за неделю шесть российских музеев получили новых директоров. У каждого снятия и назначения своя подоплека, но есть и общее
24.01.2025
Сезон смены директоров
4
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
5
Сергей Брюн: «Это чудо, и мы становимся его скромными соучастниками и свидетелями»
Директор Новгородского музея-заповедника рассказал нам о своем учреждении, которое состоит из 135 объектов (многие из них — памятники ЮНЕСКО), объединенных в 48 площадок, и хранит почти миллион экспонатов
23.01.2025
Сергей Брюн: «Это чудо, и мы становимся его скромными соучастниками и свидетелями»
6
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
7
В Москве пройдет международная выставка дизайна ARTDOM 2025
В «Крокус Экспо» 20–22 февраля состоится четвертая Международная выставка мебели, интерьерных решений и искусства ARTDOM
23.01.2025
В Москве пройдет международная выставка дизайна ARTDOM 2025
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+