18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Владимир Яковлев: портреты ветра и цветов в центре AZ/ART

Владимир Яковлев. «Красный цветок». 1971.  Фото: Собрание Михаила Алшибая
Владимир Яковлев. «Красный цветок». 1971.
Фото: Собрание Михаила Алшибая
№127, декабрь-январь 2024
№127
Материал из газеты

В экспозицию вошло 70 произведений художника из Музея AZ, Третьяковской галереи и нескольких частных собраний. Творчество уникального нонконформиста представлено достаточно всесторонне, есть даже вещи, показываемые впервые

Даже среди пестрой плеяды российских художников-нонконформистов второй половины ХХ века, сплошь состоявшей из людей колоритных и ни на кого не похожих, Владимир Яковлев (1934–1998) уникален. Почти слепой художник, скитавшийся по больницам и интернатам, уже при жизни считался гением, без кавычек. Хотя, казалось бы, в «детских» и «наивных» рисунках и картинах, абстракциях и «портретах цветов» нет ничего особенного. Вроде бы тот самый случай, когда «и я так нарисую» и «мой ребенок не хуже», а вот пойди да и нарисуй. Сымпровизируй одухотворенность.

Конечно, легенда о странном авторе, раздававшем свои листы случайным людям, является важной составляющей «яковлевского мифа». Однако без самодостаточной силы этих пластически совершенных работ никакая легенда, никакой миф не возникли бы.

Выставка «А в степи: бушует ветер…»  в центре AZ/ART.  Фото: ЦСИ AZ/ART
Выставка «А в степи: бушует ветер…» в центре AZ/ART.
Фото: ЦСИ AZ/ART

Можно причислять Яковлева к «новым диким» или «неопримитивистам», говорить о «ташизме» его начальных лет (а это конец 1950-х и неиссякаемая творческая активность в течение всех 1960-х, при постоянно ухудшающихся здоровье и зрении) и «нахождении абстракции», да только главное в его удивительных и удивляющих работах — легкость, с какой гармония является в наш мир, этой самой гармонии напрочь лишенный.

Невинные яковлевские почеркушки, может быть, легко подделать, но невозможно переизобрести, вот как каракули Сая Твомбли. «Развидеть» его достижения теперь не получится — что и подтверждает история современного искусства, двигающаяся в том числе вслед за яковлевскими открытиями, утверждая их одним из важнейших и актуальных трендов нынешнего культурного процесса. Неслучайно фигуративные и абстрактные работы Яковлева хранятся теперь в собраниях крупнейших музеев мира, без них не обходится ни одна монография об искусстве эпохи оттепели, ни один крупный выставочный проект. То, что поначалу казалось случаем и экзотическим эксцессом, вышло набором важнейших художественных прозрений и оригинальных пластических подходов, словно бы набирающих силу и правоту с каждым годом. С каждой новой выставкой.

Выставка «А в степи: бушует ветер…»  в центре AZ/ART.  Фото: ЦСИ AZ/ART
Выставка «А в степи: бушует ветер…» в центре AZ/ART.
Фото: ЦСИ AZ/ART

Название проекта Центра современного искусства AZ/ART на Маросейке «А в степи: бушует ветер…» взято из поэтического наследия Владимира Яковлева. Абстракции, цветы и портреты, важнейшие лейтмотивы его творческого пути, расположены в двух сводчатых залах палат XVII века. В экспозицию вошло 70 произведений художника — и, разумеется, большая часть их происходит из фондов Музея AZ, основательница которого Наталия Опалева совсем недавно открыла AZ/ART. Помимо зверевской коллекции, в проекте принимают участие Третьяковская галерея и несколько частных собраний. Присутствуют работы из коллекций Сергея Александрова, Михаила Алшибая, Николая Котрелева, из семьи художника. Можно утверждать, что творчество Владимира Яковлева представлено здесь разнообразно и достаточно всесторонне, есть даже вещи, показываемые впервые.

Выставка «А в степи: бушует ветер…»  в центре AZ/ART.  Фото: ЦСИ AZ/ART
Выставка «А в степи: бушует ветер…» в центре AZ/ART.
Фото: ЦСИ AZ/ART

Центр современного искусства AZ/ART чередует выставки нынешних художников с показами «второго русского авангарда» 1960-х, такими как коллективный проект «Неочевидные пересечения», посвященный сочетавшим живопись и музыку советским модернистам. «А в степи: бушует ветер…» — первая сольная выставка в AZ/ART. Как-то символично и очень правильно, что посвящена она творчеству художника странного, но легкого, совершенно непохожего на других, но интуитивно правильного, точного. Кстати, музыка не забыта и в этом проекте: совместно с Фондом Николая Каретникова подготовлена параллельная концертная программа.

Центр современного искусства AZ/ART
«А в степи: бушует ветер…»
До 16 февраля

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+