18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Владимир Яковлев: портреты ветра и цветов в центре AZ/ART

Владимир Яковлев. «Красный цветок». 1971.  Фото: Собрание Михаила Алшибая
Владимир Яковлев. «Красный цветок». 1971.
Фото: Собрание Михаила Алшибая
№127, декабрь-январь 2024
№127
Материал из газеты

В экспозицию вошло 70 произведений художника из Музея AZ, Третьяковской галереи и нескольких частных собраний. Творчество уникального нонконформиста представлено достаточно всесторонне, есть даже вещи, показываемые впервые

Даже среди пестрой плеяды российских художников-нонконформистов второй половины ХХ века, сплошь состоявшей из людей колоритных и ни на кого не похожих, Владимир Яковлев (1934–1998) уникален. Почти слепой художник, скитавшийся по больницам и интернатам, уже при жизни считался гением, без кавычек. Хотя, казалось бы, в «детских» и «наивных» рисунках и картинах, абстракциях и «портретах цветов» нет ничего особенного. Вроде бы тот самый случай, когда «и я так нарисую» и «мой ребенок не хуже», а вот пойди да и нарисуй. Сымпровизируй одухотворенность.

Конечно, легенда о странном авторе, раздававшем свои листы случайным людям, является важной составляющей «яковлевского мифа». Однако без самодостаточной силы этих пластически совершенных работ никакая легенда, никакой миф не возникли бы.

Выставка «А в степи: бушует ветер…»  в центре AZ/ART.  Фото: ЦСИ AZ/ART
Выставка «А в степи: бушует ветер…» в центре AZ/ART.
Фото: ЦСИ AZ/ART

Можно причислять Яковлева к «новым диким» или «неопримитивистам», говорить о «ташизме» его начальных лет (а это конец 1950-х и неиссякаемая творческая активность в течение всех 1960-х, при постоянно ухудшающихся здоровье и зрении) и «нахождении абстракции», да только главное в его удивительных и удивляющих работах — легкость, с какой гармония является в наш мир, этой самой гармонии напрочь лишенный.

Невинные яковлевские почеркушки, может быть, легко подделать, но невозможно переизобрести, вот как каракули Сая Твомбли. «Развидеть» его достижения теперь не получится — что и подтверждает история современного искусства, двигающаяся в том числе вслед за яковлевскими открытиями, утверждая их одним из важнейших и актуальных трендов нынешнего культурного процесса. Неслучайно фигуративные и абстрактные работы Яковлева хранятся теперь в собраниях крупнейших музеев мира, без них не обходится ни одна монография об искусстве эпохи оттепели, ни один крупный выставочный проект. То, что поначалу казалось случаем и экзотическим эксцессом, вышло набором важнейших художественных прозрений и оригинальных пластических подходов, словно бы набирающих силу и правоту с каждым годом. С каждой новой выставкой.

Выставка «А в степи: бушует ветер…»  в центре AZ/ART.  Фото: ЦСИ AZ/ART
Выставка «А в степи: бушует ветер…» в центре AZ/ART.
Фото: ЦСИ AZ/ART

Название проекта Центра современного искусства AZ/ART на Маросейке «А в степи: бушует ветер…» взято из поэтического наследия Владимира Яковлева. Абстракции, цветы и портреты, важнейшие лейтмотивы его творческого пути, расположены в двух сводчатых залах палат XVII века. В экспозицию вошло 70 произведений художника — и, разумеется, большая часть их происходит из фондов Музея AZ, основательница которого Наталия Опалева совсем недавно открыла AZ/ART. Помимо зверевской коллекции, в проекте принимают участие Третьяковская галерея и несколько частных собраний. Присутствуют работы из коллекций Сергея Александрова, Михаила Алшибая, Николая Котрелева, из семьи художника. Можно утверждать, что творчество Владимира Яковлева представлено здесь разнообразно и достаточно всесторонне, есть даже вещи, показываемые впервые.

Выставка «А в степи: бушует ветер…»  в центре AZ/ART.  Фото: ЦСИ AZ/ART
Выставка «А в степи: бушует ветер…» в центре AZ/ART.
Фото: ЦСИ AZ/ART

Центр современного искусства AZ/ART чередует выставки нынешних художников с показами «второго русского авангарда» 1960-х, такими как коллективный проект «Неочевидные пересечения», посвященный сочетавшим живопись и музыку советским модернистам. «А в степи: бушует ветер…» — первая сольная выставка в AZ/ART. Как-то символично и очень правильно, что посвящена она творчеству художника странного, но легкого, совершенно непохожего на других, но интуитивно правильного, точного. Кстати, музыка не забыта и в этом проекте: совместно с Фондом Николая Каретникова подготовлена параллельная концертная программа.

Центр современного искусства AZ/ART
«А в степи: бушует ветер…»
До 16 февраля

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+