Во Владикавказе подвели итоги 17-го фестиваля современного искусства «Аланика», проводимого Северо-Кавказским филиалом ГМИИ им. А.С.Пушкина. Куратором этого сезона выступил Александр Дашевский. Осенью современное искусство можно было увидеть по всему региону: в малых музеях нескольких республик развернулось десять проектов, причем самых разных по смыслу, что придало фестивалю дополнительный вес.
Как известно, современное искусство не всем понятно и не всеми любимо, поэтому сверхзадача, которую ставят перед собой организаторы «Аланики», особенно трудна: соединить его с местными художественными традициями, познакомить с ним регион, организовать диалог. Из года в год это получается все лучше и лучше: опыт накапливается, да и публика становится более эрудированной. Основной метод фестиваля — интервенции современных художников в местные музеи: краеведческие, отраслевые, литературные, порой затерянные на горных кручах и в узких долинах, иногда покрытые пылью, чей покой не нарушался с советских времен. В этом году художники фестиваля показали нам весьма разнообразный спектр любопытных проектов.
Катя Исаева. «Генеральная уборка в кабинете зоологии»
Музей Горского государственного аграрного университета (Владикавказ, Северная Осетия)
Университетский музей ГГАУ, старейшего северокавказского вуза, сам по себе завораживает. Но только любителей древностей и истории науки. Он наполнен старинными витринами и антикварными учебными препаратами. Впрочем, достаточно долго им никто не интересовался — комнаты стояли запертыми, а чучела и моллюски были беспорядочно засунуты в ящики и шкафы. Художница Катя Исаева провела уборку здесь сначала в прямом, потом и в переносном смысле, вдохнув в несколько комнат университетского музея новую жизнь. Все сделано очень деликатно: восстановленный этикетаж, расставленные по-новому экспонаты, а среди них — тут внимательный зритель вздрогнет — стеклянные глаза из ящичка таксидермиста, горгона Медуза как анатомический экспонат, белоснежные слепки ушек кавказского тура и другие акценты, от добавления которых старый музей ожил и сам стал цельным экспонатом, доказав, что современное искусство — это почти магия.
Катерина Ковалева. «Лов рыбы на свет»
Музей истории рыбной промышленности (Махачкала, Дагестан)
Отраслевой музей, стоящий на второй линии от Каспийского моря, — ностальгический памятник советской эпохи, настоящее окно в прошлое, вызывающее грусть своей полузаброшенностью и ненужностью в XXI веке. Катерина Ковалева вторглась сюда, соблюдая максимальную щепетильность (вообще, вежливость по отношению к принимающим площадкам — отличительная черта «Аланики»). Среди портретов давно умерших и позабытых ударников и ударниц рыбной промышленности, среди гипсовых макетов осетров и раков она разбросала серебряные силуэты рыбок, мелкую и радостную блесну. Несколько других добавленных предметов, включая полупрозрачные лица на ткани, завершают ощущение ускользающей истории, грусти по прошлому.
Архитектурное бюро Object. «Туман поднимается над нашей памятью»
Елена Утенкова и Михаил Тихонов. «Я видел свой сад…»
Мемориальный дом-музей Блашка Гуржибекова (станица Ново-Осетинская, Северная Осетия)
Блашка Гуржибеков — важный осетинский (дигорский) поэт, погибший в 1905 году в Маньчжурии. В прошлом году в его родном доме открылся мемориальный музей. Это опаляемый ярким солнцем белый дом посреди огороженного кусочка степи. Однако в письмах на родину Гуржибеков вспоминал и воображал это место совсем другим — заросшим цветами и плодовыми деревьями. Поэтому здесь развернулись проекты о саде его мечты: один, Елены Утенковой и Михаила Тихонова — внутри здания (архивные фото, видео, звук); второй, инсталляция бюро Object — снаружи. Причем ее создатели подошли к фигуре поэта как к представителю модернизма, «дигорскому Хлебникову». Инсталляция представляет собой наполненный духом торжества павильон, в котором можно заниматься созерцанием ветвей дигорской словесности, а также прочитать (сконструированные) пропавшие и ненаписанные сочинения Гуржибекова. Радует, что сотрудники музея планируют взрастить вокруг дома и настоящий сад.
Екатерина Корепанова. «Люлька»
Мемориальный музей Марко Вовчок (Нальчик, Кабардино-Балкария)
Украинская и русская писательница второй половины XIX — начала ХХ века свои последние годы, в связи с плохим здоровьем, провела в целебном воздухе Нальчика, где и скончалась в небольшом доме посреди прекрасного тенистого сада. Здесь теперь работает ее музей. Художница Екатерина Корепанова возвела среди этого сада гигантскую колыбель — из металлических прутьев, оплетенных цветными шнурами. Этот проект, размещенный в пространстве, связанном с одаренной эмансипированной женщиной, и в регионе — одной из колыбелей цивилизации, прочитывается на нескольких уровнях. И помимо интеллектуальной наполненности, обладает мощной визуальной и пространственной энергетикой.
Илья Мозги. «Своими словами. Владикавказ»
Музей истории города Владикавказа (Владикавказ, Северная Осетия)
В этом проекте художник углубился в историю здания, где сейчас находится музей. До революции здесь размещалась редакция газеты «Терек», в которой работал Сергей Киров. Выставленное в музее старинное типографское оборудование Илья Мозги «активировал» с помощью своего проекта. Он взял интервью у горожан, задав им вопрос о самом значимом для них событии, связанном с Владикавказом. Плоды этих бесед автор, перевоплотившись в журналиста, напечатал в малотиражном журнале. Его презентация на старинном типографском оборудовании, создающем модную стимпанковскую атмосферу, давала любопытное ощущение связи времен.
Алина Федорович и Андрей Лахно. «Мы — это наша память»
Буйнакский историко-краеведческий музей (Буйнакск, Дагестан)
Музей занимает бывший дореволюционный оперный театр (первый на Северном Кавказе!), это здание пропитано памятью. Художники решили воскресить ускользающие воспоминания, наполнив бывший зрительный зал «мерцающей» исторической музыкой и колеблющимися полотнами с лицами ушедших видных горожан. Как будто по залу ходят призраки. Или театр сам по себе целиком стал привидением.
Эдуард Кубенский. «Джаннат»
Дом-музей просветителя и художника И.П.Крымшамхалова (Теберда, Карачаево-Черкесия)
Паблик-арт-объект, получивший название в честь исламского рая, имеет две ипостаси. Днем — это белая колонна. Ночью, в темноте, он начинает светиться каждый раз, когда здесь, в горном ущелье, звучит призыв к молитве. Установка подобного объекта в саду художника, писателя и верующего мусульманина Ислама Крымшамхалова — очередной пример заботливой работы «Аланики» с местным наследием и традициями.
Данил Акимов. «Шумовая карта Владикавказа»
Музей истории города Владикавказа (Владикавказ, Северная Осетия)
Это смонтированная на полу музея карта города, по которой посетитель перемещается, активируя своим весом звуки, присущие тому или иному району. Художник уже делал такой проект про Владикавказ, но в 2012 году — за прошедшее с тех пор время жизнь города и его шумы изменились. Теперь Данил Акимов обновил свой саунд-арт-проект, и мы можем окунуться в вибрацию города всем телом.
Юлия Павлова. «Цифровые тени слов»
Литературно-мемориальный музей Арби Мамакаева (село Надтеречное, Чечня)
Семейный дом чеченского писателя, наполненный множеством предметов повседневного быта конца XIX — ХХ века, позволяет нам представить себе жизнь зажиточного чеченца, даже с некоторым оттенком советского мещанства. Только параллельно надо понимать, что жизнь самого Арби Мамакаева, репрессированного в свои лучшие годы, была трагической, и чувствовать этот лейтмотив. Чтобы рассказать о нем, Юлия Павлова избрала жанр «книги художника» и попыталась вообразить, какой бы цифровой след оставил Мамакаев и как современный человек воспринимает традиционные мемориально-возвеличивающие практики предшествующих поколений.