18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Лувр посвятил выставку шутам и безумцам

Акваманил «Аристотель и Филлис».  Фото: The Metropolitan Museum of Art
Акваманил «Аристотель и Филлис».
Фото: The Metropolitan Museum of Art
№127, декабрь-январь 2024
№127
Материал из газеты

В экспозицию вошло более 300 произведений из почти сотни мировых собраний, анализирующих тему фигуры «дурака» в позднем Средневековье и ее роли в наступлении современности

Королевские шуты и деревенские блаженные, ярмарочные кривляки и благородные безумцы, сраженные творческой или любовной мукой, — персонаж «дурак» был и остается невероятно популярным в искусстве, так что пришлось разбить выставку на множество разделов.

Впервые образ безумца появляется в иллюминированных рукописях раннего Средневековья как синоним варвара, отвергающего Бога: он обнажен или оборван, держит в руках дубинку. Священное Писание давало художникам много тем, тезис «мудрость мира сего есть безумие пред Богом» породил фигуру блаженного, одевавшегося как нищий и проповедовавшего птицам. В XIII веке в рыцарских романах развивалась тема безумия от любви, которой противопоставлялась низкая похоть, воплощением ее выступал шут. Он же вклинивается между эросом (любовью) и танатосом (смертью), чтобы обличить тщету плотской любви, обреченной на смерть: это было темой многочисленных произведений. При королевских дворах различали «естественных дураков», то есть простодушных, и «искусственных дураков», остроумных шутов.

Мастер 1537 года. «Безумец, смотрящий сквозь пальцы». Около 1547.  Фото: The Phoebus Foundation
Мастер 1537 года. «Безумец, смотрящий сквозь пальцы». Около 1547.
Фото: The Phoebus Foundation

К закату Средневековья дурак был вездесущ: он появлялся на шпалерах во дворцах и в резьбе в храмах, в живописи и в гравюрах. Настоящий триумф шут испытал в эпоху Возрождения, без этого нелепого персонажа невозможно себе представить картины ни Босха, ни Брейгеля. В XVII–XVIII веках изображения шута в европейском искусстве встречаются реже, а в эпохи, ставшие свидетелями господства разума и просвещения, вовсе не было места для придворных шутов. XIX век породил интерес к «сну разума» и психиатрии, а безумец стал фигурой не комической, но, как правило, трагической.

Всего выставка в зале Наполеона представляет около 300 произведений из 90 французских, европейских и американских музеев.

Лувр
«Фигура дурака. От Средних веков до эпохи романтизма»
До 3 февраля

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
4
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
5
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
6
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
7
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
22-я ярмарка современного, классического и ювелирного искусства «Арт Москва» пройдет в Гостином Дворе и покажет галереи и проекты рекордного количества и разнообразия
21.04.2025
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+