18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

В Кремле воспели Московский университет

Прибор чернильный с часами. Франция. 1780. (?) Принадлежал императрице Екатерине II.  Фото: Музеи Московского Кремля
Прибор чернильный с часами. Франция. 1780. (?) Принадлежал императрице Екатерине II.
Фото: Музеи Московского Кремля

Небольшая, но содержательная выставка «Храм Минервы» открывается в Музеях Московского Кремля в честь 270-летия МГУ им. М.В.Ломоносова, основанного в 1755 году, как известно, в Татьянин день

Экспозиция в парадном вестибюле Оружейной палаты в значительной степени посвящена тем персонам и событиям, которые целенаправленно стирались советской историографией и пропагандой, фокусировавшимися при рассказе об университете лишь на фигуре простого холмогорского мужика, имя которого было присвоено вузу в советское время. Этот же проект подытоживает усилия историков последних десятилетий, вернувших в орбиту имена людей, без которых история была бы совсем другой. Это сын Татьяны Родионовны Ратиславской (той самой Татьяны, именины которой были выбраны для торжественного основания) Иван Иванович Шувалов, его покровительница Елизавета Петровна, а также Екатерина Великая и Александр I. Елизавета, как известно, университет основала, Екатерина придала ему особенный блеск, а Александр закрепил его права и привилегии Утвердительной грамотой 1804 года и даровал ему первый устав.

Антон Лосенко. «Портрет И.И.Шувалова»  Фото: Государственный Русский Музей
Антон Лосенко. «Портрет И.И.Шувалова»
Фото: Государственный Русский Музей

Выставка рассказывает о том, как в символическом пространстве русской придворной культуры XVIII–XIX веков университет представляли «московским Парнасом», «Афинами», «храмом Минервы» — святилищем муз и источником знаний, которые должны были способствовать воспитанию достойного гражданина, преобразованию общества и процветанию государства. Архивные документы, включая архитектурные планы здания на Моховой, награды, мемориальные предметы и портреты людей, искренне веривших в просвещение и царство разума, воскрешают здесь, пусть ненадолго, эту почти утраченную сегодня веру.

Музеи Московского Кремля
«Храм Минервы»
До 26 марта

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
4
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
5
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
6
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
7
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+