18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

Леонид Талочкин про 1960-е: время «любви и всякой мерзости»

Леонид Талочкин. 1969 год.  Фото: Игорь Пальмин
Леонид Талочкин. 1969 год.
Фото: Игорь Пальмин
№127, декабрь-январь 2024
№127
Материал из газеты

В дневниках знаменитого коллекционера и архивариуса неофициального русского искусства, выпущенных музеем «Гараж» под названием «Завтра — см. вчера», московская богема 1960-х описывается со всей возможной откровенностью и прямотой

Книга поражает своей бескомпромиссностью и легким дыханием, хотя от самого жанра дневников и ожидаешь подобной честности. И все же это удивляет, при том что в дневниковых тетрадях (всего опубликовано 27, записи с 3 марта 1963-го по 30 декабря 1969-го) были сделаны существенные купюры. По словам автора-составителя и научного редактора издания Александры Обуховой, около 40% записей пришлось опустить — в основном то, что касалось сугубо личных или бытовых обстоятельств; к тому же объем книги и так оказался очень внушительным — почти полтысячи страниц. На ее подготовку ушло семь лет. Над изданием трудилось много людей, в том числе специалисты Третьяковки, в 2022 году выпустившие каталог коллекции Леонида Талочкина (1936–2002) под названием «Я знал их всех». Обе книги — плоды совместного издательского проекта Государственной Третьяковской галереи и Музея современного искусства «Гараж», который купил архив коллекционера, включая дневники.

Леонид Талочкин. «Завтра — см. вчера. Дневники». М.: Музей современного искусства «Гараж», 2024. 472 с.
Леонид Талочкин. «Завтра — см. вчера. Дневники». М.: Музей современного искусства «Гараж», 2024. 472 с.

Одна из главных задач состояла в том, чтобы выяснить, что за люди фигурируют в дневнике: расшифровать сокращения, узнать фамилии тех, кто назван только по имени или прозвищу, проследить, если требуется, их судьбу. Хотя в дневниках, конечно, много знаменитых фигур: весь «иконостас» художников — от Нусберга и Колейчука до Немухина и Рабина, Зверева и Рухина, Кабакова и Янкилевского; андерграундные писатели и поэты (немало строк посвящено Юрию Мамлееву и его эскападам, не забыты Игорь Холин и Генрих Сапгир); или еще композиторы — мы встречаемся в первых тетрадках и с «Эдиком», Эдисоном Денисовым, и с Николаем Каретниковым, а где-то к концу книги на страницах появляется даже живой Шостакович. Но тут хватает и не столь известных, а часто и вовсе забытых героев из самых разных сфер культурной жизни: переводчики, антиквары, журналисты, артисты и просто друзья и знакомые. В результате изысканий, иногда почти детективных, в книге появилось приложение «Круг Леонида Талочкина» — около 200 кратких биографий людей, с которыми он больше всего общался в то время. Кстати, по QR-коду эти биографии можно найти и на сайте «Гаража».

Были прокомментированы и упоминания книг, фильмов, статей и прочих событий вроде несанкционированных политических демонстраций (которые автор дневников, кстати, не очень одобрял) или, напротив, чего-то официозного. Так что книгу сопровождает поистине гигантский справочный аппарат. Свидетельства богатой интеллектуальной жизни героя, увлекающегося и философией, и кино, и йогой, и бог знает еще какими идеями, противоречат стереотипному представлению о скудости культурной повестки за железным занавесом.

Леонид Талочкин с подругами. Крым, 1960-е. Фото: Музей современного искусства «Гараж»
Леонид Талочкин с подругами. Крым, 1960-е.
Фото: Музей современного искусства «Гараж»

Академическая дотошность комментариев забавно коррелирует с чрезвычайно живым и неформальным, а местами очень остроумным стилем дневников, автор которых не стеснялся в выражениях — на то они и дневники. Вот, например, выдержки только из одной записи 1965 года, описывающей впечатления от протоквартирника. «Работ много. Все влияния. Влияние Леже. Лажа». «2 здоровенные работы. Мелкий орнаментализм. Одна похожа просто на ковер. Посередине крест». «Работа не то ташистская, не то какая-то расползающаяся рожа».

Проводником в мир искусства для Леонида Талочкина стал его друг, художник и поэт Борис Козлов (1937–1999), который сегодня более всего известен как автор четырех последних строк романса «Четвертые сутки пылают станицы…». Но в дневниках Талочкина он настоящий ангел и демон, который его искушает и наставляет. Друзья бесконечно ведут разговоры об искусстве, иногда выпивают, разбираются со своими женщинами, Талочкин наблюдает — с ужасом и сочувствием — за деградацией товарища.

Вообще, в дневниках немало сочных подробностей жизни так называемой черной богемы. Тут и уже упомянутый Мамлеев с его мрачными фантасмагориями и девиантным, как сказали бы психиатры, поведением, и роковая Алена Басилова, муза поэтов-смогистов, и еще куча персонажей, которые или навеселе, или буя­нят. Череда вечеринок на квартирах и пьяных драк соседствует с краткими записями, кого еще отправили в психиатрическую больницу, и прекрасными заметками в стиле «сели во дворе и проговорили до четырех утра» — и это в марте.

Борис Козлов и Леонид Талочкин на выставке Козлова в Доме ученых в Дубне. 1965 год.  Фото: Юрий Рассанов
Борис Козлов и Леонид Талочкин на выставке Козлова в Доме ученых в Дубне. 1965 год.
Фото: Юрий Рассанов

Каждый разворот книги снабжен архивными фотографиями и документами. Заметим, что именно Талочкин подвиг фотографа Игоря Пальмина сделать серию портретов художников андерграунда, ныне признанную канонической. Здесь можно видеть и отдельные странички дневников с какими-то чертежами (Талочкин долго работал инженером, пока не решился полностью посвятить себя художественному процессу; мысли и сомнения по этому поводу занимают немалую часть дневников), планами развески картин на одной из эфемерных полуразрешенных выставок (автор много помогал художникам и в этих практических делах), и, например, страничку со словом «развод», обведенным сияющими лучами.

Да, у Леонида Талочкина богатой была не только интеллектуальная, но и личная жизнь. И в этом, общечеловеческом смысле его дневники представляют неменьший интерес, чем в профессиональном — а в последнем они настоящий кладезь (только у него можно найти летопись выставок нонконформистов в кафе и НИИ, а также обстоятельств, им сопутствующих)! Вот герой увлечен красавицей Эмилией Носковой, которая всегда как будто в депрессии, но при этом ухитряется выйти замуж за иностранца, уехать в Париж, а потом в Австралию. Вот он покупает белые тюльпаны и бросает их в окно девушке, которую зовет Сильной. Вот он готовится к свиданию с иностранкой Хелле Дальгорд и ходит на массаж, чтоб предстать в прекрасной физической форме, — просто настоящий плейбой! А вот он анализирует свои чувства — и, по его мнению, разрывы чаще всего происходят из-за того, что возлюбленные не разделяют его интересов или ждут большего, чем он может им дать. Обещано продолжение ­— 1970-е. 

Самое читаемое:
1
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
2
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
3
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
4
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
5
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
6
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
7
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
На пресс-конференции в музее «Коллекция» было много сенсаций. Факт, что его худруком стал Александр Боровский из Русского музея, уже сенсация. А еще это неожиданная программа выставок, сувенирная лавка нового типа и даже кабинки для кормления грудью
03.10.2025
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+