18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Леонид Талочкин про 1960-е: время «любви и всякой мерзости»

Леонид Талочкин. 1969 год.  Фото: Игорь Пальмин
Леонид Талочкин. 1969 год.
Фото: Игорь Пальмин
№127, декабрь-январь 2024
№127
Материал из газеты

В дневниках знаменитого коллекционера и архивариуса неофициального русского искусства, выпущенных музеем «Гараж» под названием «Завтра — см. вчера», московская богема 1960-х описывается со всей возможной откровенностью и прямотой

Книга поражает своей бескомпромиссностью и легким дыханием, хотя от самого жанра дневников и ожидаешь подобной честности. И все же это удивляет, при том что в дневниковых тетрадях (всего опубликовано 27, записи с 3 марта 1963-го по 30 декабря 1969-го) были сделаны существенные купюры. По словам автора-составителя и научного редактора издания Александры Обуховой, около 40% записей пришлось опустить — в основном то, что касалось сугубо личных или бытовых обстоятельств; к тому же объем книги и так оказался очень внушительным — почти полтысячи страниц. На ее подготовку ушло семь лет. Над изданием трудилось много людей, в том числе специалисты Третьяковки, в 2022 году выпустившие каталог коллекции Леонида Талочкина (1936–2002) под названием «Я знал их всех». Обе книги — плоды совместного издательского проекта Государственной Третьяковской галереи и Музея современного искусства «Гараж», который купил архив коллекционера, включая дневники.

Леонид Талочкин. «Завтра — см. вчера. Дневники». М.: Музей современного искусства «Гараж», 2024. 472 с.
Леонид Талочкин. «Завтра — см. вчера. Дневники». М.: Музей современного искусства «Гараж», 2024. 472 с.

Одна из главных задач состояла в том, чтобы выяснить, что за люди фигурируют в дневнике: расшифровать сокращения, узнать фамилии тех, кто назван только по имени или прозвищу, проследить, если требуется, их судьбу. Хотя в дневниках, конечно, много знаменитых фигур: весь «иконостас» художников — от Нусберга и Колейчука до Немухина и Рабина, Зверева и Рухина, Кабакова и Янкилевского; андерграундные писатели и поэты (немало строк посвящено Юрию Мамлееву и его эскападам, не забыты Игорь Холин и Генрих Сапгир); или еще композиторы — мы встречаемся в первых тетрадках и с «Эдиком», Эдисоном Денисовым, и с Николаем Каретниковым, а где-то к концу книги на страницах появляется даже живой Шостакович. Но тут хватает и не столь известных, а часто и вовсе забытых героев из самых разных сфер культурной жизни: переводчики, антиквары, журналисты, артисты и просто друзья и знакомые. В результате изысканий, иногда почти детективных, в книге появилось приложение «Круг Леонида Талочкина» — около 200 кратких биографий людей, с которыми он больше всего общался в то время. Кстати, по QR-коду эти биографии можно найти и на сайте «Гаража».

Были прокомментированы и упоминания книг, фильмов, статей и прочих событий вроде несанкционированных политических демонстраций (которые автор дневников, кстати, не очень одобрял) или, напротив, чего-то официозного. Так что книгу сопровождает поистине гигантский справочный аппарат. Свидетельства богатой интеллектуальной жизни героя, увлекающегося и философией, и кино, и йогой, и бог знает еще какими идеями, противоречат стереотипному представлению о скудости культурной повестки за железным занавесом.

Леонид Талочкин с подругами. Крым, 1960-е. Фото: Музей современного искусства «Гараж»
Леонид Талочкин с подругами. Крым, 1960-е.
Фото: Музей современного искусства «Гараж»

Академическая дотошность комментариев забавно коррелирует с чрезвычайно живым и неформальным, а местами очень остроумным стилем дневников, автор которых не стеснялся в выражениях — на то они и дневники. Вот, например, выдержки только из одной записи 1965 года, описывающей впечатления от протоквартирника. «Работ много. Все влияния. Влияние Леже. Лажа». «2 здоровенные работы. Мелкий орнаментализм. Одна похожа просто на ковер. Посередине крест». «Работа не то ташистская, не то какая-то расползающаяся рожа».

Проводником в мир искусства для Леонида Талочкина стал его друг, художник и поэт Борис Козлов (1937–1999), который сегодня более всего известен как автор четырех последних строк романса «Четвертые сутки пылают станицы…». Но в дневниках Талочкина он настоящий ангел и демон, который его искушает и наставляет. Друзья бесконечно ведут разговоры об искусстве, иногда выпивают, разбираются со своими женщинами, Талочкин наблюдает — с ужасом и сочувствием — за деградацией товарища.

Вообще, в дневниках немало сочных подробностей жизни так называемой черной богемы. Тут и уже упомянутый Мамлеев с его мрачными фантасмагориями и девиантным, как сказали бы психиатры, поведением, и роковая Алена Басилова, муза поэтов-смогистов, и еще куча персонажей, которые или навеселе, или буя­нят. Череда вечеринок на квартирах и пьяных драк соседствует с краткими записями, кого еще отправили в психиатрическую больницу, и прекрасными заметками в стиле «сели во дворе и проговорили до четырех утра» — и это в марте.

Борис Козлов и Леонид Талочкин на выставке Козлова в Доме ученых в Дубне. 1965 год.  Фото: Юрий Рассанов
Борис Козлов и Леонид Талочкин на выставке Козлова в Доме ученых в Дубне. 1965 год.
Фото: Юрий Рассанов

Каждый разворот книги снабжен архивными фотографиями и документами. Заметим, что именно Талочкин подвиг фотографа Игоря Пальмина сделать серию портретов художников андерграунда, ныне признанную канонической. Здесь можно видеть и отдельные странички дневников с какими-то чертежами (Талочкин долго работал инженером, пока не решился полностью посвятить себя художественному процессу; мысли и сомнения по этому поводу занимают немалую часть дневников), планами развески картин на одной из эфемерных полуразрешенных выставок (автор много помогал художникам и в этих практических делах), и, например, страничку со словом «развод», обведенным сияющими лучами.

Да, у Леонида Талочкина богатой была не только интеллектуальная, но и личная жизнь. И в этом, общечеловеческом смысле его дневники представляют неменьший интерес, чем в профессиональном — а в последнем они настоящий кладезь (только у него можно найти летопись выставок нонконформистов в кафе и НИИ, а также обстоятельств, им сопутствующих)! Вот герой увлечен красавицей Эмилией Носковой, которая всегда как будто в депрессии, но при этом ухитряется выйти замуж за иностранца, уехать в Париж, а потом в Австралию. Вот он покупает белые тюльпаны и бросает их в окно девушке, которую зовет Сильной. Вот он готовится к свиданию с иностранкой Хелле Дальгорд и ходит на массаж, чтоб предстать в прекрасной физической форме, — просто настоящий плейбой! А вот он анализирует свои чувства — и, по его мнению, разрывы чаще всего происходят из-за того, что возлюбленные не разделяют его интересов или ждут большего, чем он может им дать. Обещано продолжение ­— 1970-е. 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+