18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Театромания в Выксе: театра уже нет, но страсть к нему осталась

Неизвестный художник. «Урок крепостной актрисы». Начало XIX в. Фрагмент. Фото: Музей-заповедник «Архангельское»
Неизвестный художник. «Урок крепостной актрисы». Начало XIX в. Фрагмент.
Фото: Музей-заповедник «Архангельское»
№126, ноябрь 2024
№126
Материал из газеты

Выставка, посвященная усадебному театру промышленника Шепелева, — преамбула к большому исследовательскому проекту, поэтому экспозиция представляет собой фантазию на тему. Но эту фантазию иллюстрирует музейный материал высшего качества

Город Выкса Нижегородской области всегда был хорошо известен людям, связанным с металлургией, и почти неизвестен широкой культурной общественности — вплоть до 2011 года, когда здесь был учрежден ежегодный фестиваль современной культуры. Могло показаться, что у этой инициативы нет никаких исторических корней: мол, обычному промышленному моногороду, каких немало в России, начали вдруг прививать интерес к искусству. На самом деле корни очень даже глубокие, идущие из конца XVIII века, от усадебного театра Ивана Баташева, владельца местного железорудного завода.

Вид помещичьего театра в с. Выкса Нижегородской губернии. Вырезка из журнала «Нива», № 42, с. 1005. СПб., 1895.  Фото: Музей истории ВМЗ
Вид помещичьего театра в с. Выкса Нижегородской губернии. Вырезка из журнала «Нива», № 42, с. 1005. СПб., 1895.
Фото: Музей истории ВМЗ

Наибольшего расцвета театр достиг в XIX столетии уже при другом хозяине, Дмитрии Шепелеве, и его наследниках. Одно время, кстати, выксунскими предприятиями управлял отец знаменитого драматурга Александра Сухово-Кобылина, работавшего здесь над пьесой «Свадьба Кречинского». Ее тоже ставили в Выксе.

Усадебный театр — эвфемизм для театра крепостного, так что основу труппы составляли актеры из числа подневольных душ. Но играли хорошо, профессионально, по свидетельствам современников. А еще блистали на этой сцене приглашенные звезды из обеих столиц. Ставились даже оперы, ради чего владельцы усадьбы содержали оркестр. Кончилось дело, правда, разорением хозяев и упразднением театра в 1895 году.

Выставка «Театромания. Хроники усадебного театра» в Музее истории ВМЗ.  Фото: Музей истории ВМЗ
Выставка «Театромания. Хроники усадебного театра» в Музее истории ВМЗ.
Фото: Музей истории ВМЗ

Сейчас по инициативе Ирины Седых, председателя попечительского совета благотворительного фонда «ОМК-Участие», история театра Баташевых — Шепелевых получает новое звучание, в том числе посредством выставки «Театромания», устроенной в местном музее, в Турецком флигеле бывшей усадьбы.

Выставка «Театромания. Хроники усадебного театра» в Музее истории ВМЗ.  Фото: Музей истории ВМЗ
Выставка «Театромания. Хроники усадебного театра» в Музее истории ВМЗ.
Фото: Музей истории ВМЗ

«Выксунский театр в основном легенда, — рассказала нашему изданию искусствовед Елена Каменская, советник директора ГМИИ им. А.С.Пушкина и куратор выставки «Театромания». — Только сейчас исследование подходит к той черте, когда можно будет преподнести это явление. Наша выставка — преамбула к большому исследовательскому проекту, экспозиция представляет собой, скорее, фантазию на тему. Многое показано на аналогах: репертуар в Выксе нередко копировал столичный, поэтому экспонаты из музеев Москвы и Петербурга вполне уместны и объяснимы. Я рада, что удалось убедить государственные музеи открыть свои фонды и дать редкие вещи».

Выставка «Театромания. Хроники усадебного театра» в Музее истории ВМЗ.  Фото: Музей истории ВМЗ
Выставка «Театромания. Хроники усадебного театра» в Музее истории ВМЗ.
Фото: Музей истории ВМЗ

Участвуют в выставке действительно гранды: помимо Пушкинского музея, Государственный литературный музей, Музей А.С.Пушкина, Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства, Театральный музей им. А.А.Бахрушина и ряд других значимых институций, а также частные коллекционеры. Акцент сделан на сценической культуре XVIII–XIX веков, преобладают подлинные экспонаты той эпохи: портреты, эскизы декораций и костюмов, мемориальные предметы. Хотя присутствуют и сегодняшние интерпретации.

«МедиаВертеп» режиссера Андрея Сильвестрова и художника Степана Лукьянова.  Фото: Музей истории ВМЗ
«МедиаВертеп» режиссера Андрея Сильвестрова и художника Степана Лукьянова.
Фото: Музей истории ВМЗ

«В сердце экспозиции — „Медиавертеп“ режиссера Андрея Сильвестрова и художника Степана Лукьянова, — говорит Елена Каменская. — Это современная форма средневекового вертепа, городского кукольного театра. Внутри него заключены персонажи — медиаактеры, ставшие участниками фантазийной реконструкции постановок из репертуара выксунского крепостного театра XIX века».  

Музей истории ВМЗ
«Театромания. Хроники усадебного театра»
До 8 января

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+