18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Будда Майтрея отныне сохранен для грядущих времен

Реставрация танки с изображением будды Майтреи (фрагмент) потребовала уникальных подходов.  Фото: Государственный музей Востока
Реставрация танки с изображением будды Майтреи (фрагмент) потребовала уникальных подходов.
Фото: Государственный музей Востока
№126, ноябрь 2024
№126
Материал из газеты

В Музее Востока отреставрировали тибетскую танку «Будда Майтрея», ранее принадлежавшую семье Николая Рериха. Сейчас произведение экспонируется в павильоне музея на ВДНХ в составе выставки «Миры Майтреи», приуроченной к 150-летию художника и мыслителя

Танка — это разновидность религиозной живописи, нечто вроде иконы (при всей смысловой и ритуальной разнице между буддизмом и христианством). Как особый жанр танка получила распространение главным образом на Тибете; избранные канонические сюжеты наносились клеевыми красками на ткань, хлопчатобумажную или шелковую. Произведение, реставрацией которого занимались специалисты ГМВ Юрий Березин и Татьяна Пунко, было выполнено в XVIII веке на шелке в стиле «новый менри». Для него характерны сине-зеленые и красно-оранжевые оттенки с использованием золотистой краски для атрибутов и декоративных деталей.

Состояние объекта перед началом работ не позволяло увидеть ни деталей изображения, ни первоначальных колоритов. Фото: Государственный музей Востока
Состояние объекта перед началом работ не позволяло увидеть ни деталей изображения, ни первоначальных колоритов.
Фото: Государственный музей Востока

Правда, состояние объекта перед началом работ не позволяло увидеть ни деталей изображения, ни первоначальных колоритов. «Экспонированию не подлежит, хранить в развернутом виде во избежание дальнейших разрушений» — такое резюме содержалось в хранительской документации. Уже и Рериху этот раритет достался не в лучшем виде: шелк был существенно поврежден, а изображение потемнело от времени, покрывшись слоем жира, копотью и следами жизнедеятельности насекомых. Тем не менее Рерихи танку хранили, и теперь ей даровано второе рождение.

«Нужно было очистить красочный слой, при этом не размыв краску. Я пробовал разные способы, и, как ни странно, подошла так называемая гелевая методика, которая иногда используется для реставрации графики. В моей практике это было в первый раз», — рассказал заведующий отделом научной реставрации ГМВ Юрий Березин. Затем последовало укрепление красочного слоя и восстановление его оригинальными пигментами там, где требовалось. Несмотря на серьезные повреждения шелка, обрамляющего изображение (один из разрывов достигал 35 см, к тому же ткань была приклеена к отвесу столярным клеем), Татьяне Пунко удалось восстановить и обрамление.

Несмотря на серьезные повреждения шелка, обрамляющего изображение, удалось восстановить и обрамление. Фото: Государственный музей Востока
Несмотря на серьезные повреждения шелка, обрамляющего изображение, удалось восстановить и обрамление.
Фото: Государственный музей Востока

«У нас не было задачи сделать танку „новой“. Сложность реставрации заключалась в том, что мы должны были убрать всю грязь, копоть, жир, восстановить прорехи в ткани, вернуть первоначальные цвета, при этом не „стирать“ с нее следы времени, бытования — словом, сделать так, чтобы вмешательство реставраторов было совершенно незаметным», — отметил Юрий Березин.

Майтрея, согласно верованиям, это будда грядущих времен и единственный бодхисатва, которого почитают все без исключения направления буддизма. На отреставрированной танке он изображен в монашеском одеянии на лотосовом пьедестале в позе медитации (дхьянасана). Ниже пьедестала можно разглядеть фигуру Асанги, небесного ученика Майтреи. По легенде, Асанга стремился узреть Майтрею при своей жизни, но лишь под конец ее узнал, что тот всегда был рядом. 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+