Танка — это разновидность религиозной живописи, нечто вроде иконы (при всей смысловой и ритуальной разнице между буддизмом и христианством). Как особый жанр танка получила распространение главным образом на Тибете; избранные канонические сюжеты наносились клеевыми красками на ткань, хлопчатобумажную или шелковую. Произведение, реставрацией которого занимались специалисты ГМВ Юрий Березин и Татьяна Пунко, было выполнено в XVIII веке на шелке в стиле «новый менри». Для него характерны сине-зеленые и красно-оранжевые оттенки с использованием золотистой краски для атрибутов и декоративных деталей.
Правда, состояние объекта перед началом работ не позволяло увидеть ни деталей изображения, ни первоначальных колоритов. «Экспонированию не подлежит, хранить в развернутом виде во избежание дальнейших разрушений» — такое резюме содержалось в хранительской документации. Уже и Рериху этот раритет достался не в лучшем виде: шелк был существенно поврежден, а изображение потемнело от времени, покрывшись слоем жира, копотью и следами жизнедеятельности насекомых. Тем не менее Рерихи танку хранили, и теперь ей даровано второе рождение.
«Нужно было очистить красочный слой, при этом не размыв краску. Я пробовал разные способы, и, как ни странно, подошла так называемая гелевая методика, которая иногда используется для реставрации графики. В моей практике это было в первый раз», — рассказал заведующий отделом научной реставрации ГМВ Юрий Березин. Затем последовало укрепление красочного слоя и восстановление его оригинальными пигментами там, где требовалось. Несмотря на серьезные повреждения шелка, обрамляющего изображение (один из разрывов достигал 35 см, к тому же ткань была приклеена к отвесу столярным клеем), Татьяне Пунко удалось восстановить и обрамление.
«У нас не было задачи сделать танку „новой“. Сложность реставрации заключалась в том, что мы должны были убрать всю грязь, копоть, жир, восстановить прорехи в ткани, вернуть первоначальные цвета, при этом не „стирать“ с нее следы времени, бытования — словом, сделать так, чтобы вмешательство реставраторов было совершенно незаметным», — отметил Юрий Березин.
Майтрея, согласно верованиям, это будда грядущих времен и единственный бодхисатва, которого почитают все без исключения направления буддизма. На отреставрированной танке он изображен в монашеском одеянии на лотосовом пьедестале в позе медитации (дхьянасана). Ниже пьедестала можно разглядеть фигуру Асанги, небесного ученика Майтреи. По легенде, Асанга стремился узреть Майтрею при своей жизни, но лишь под конец ее узнал, что тот всегда был рядом.