18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Будда Майтрея отныне сохранен для грядущих времен

Реставрация танки с изображением будды Майтреи (фрагмент) потребовала уникальных подходов.  Фото: Государственный музей Востока
Реставрация танки с изображением будды Майтреи (фрагмент) потребовала уникальных подходов.
Фото: Государственный музей Востока
№126, ноябрь 2024
№126
Материал из газеты

В Музее Востока отреставрировали тибетскую танку «Будда Майтрея», ранее принадлежавшую семье Николая Рериха. Сейчас произведение экспонируется в павильоне музея на ВДНХ в составе выставки «Миры Майтреи», приуроченной к 150-летию художника и мыслителя

Танка — это разновидность религиозной живописи, нечто вроде иконы (при всей смысловой и ритуальной разнице между буддизмом и христианством). Как особый жанр танка получила распространение главным образом на Тибете; избранные канонические сюжеты наносились клеевыми красками на ткань, хлопчатобумажную или шелковую. Произведение, реставрацией которого занимались специалисты ГМВ Юрий Березин и Татьяна Пунко, было выполнено в XVIII веке на шелке в стиле «новый менри». Для него характерны сине-зеленые и красно-оранжевые оттенки с использованием золотистой краски для атрибутов и декоративных деталей.

Состояние объекта перед началом работ не позволяло увидеть ни деталей изображения, ни первоначальных колоритов. Фото: Государственный музей Востока
Состояние объекта перед началом работ не позволяло увидеть ни деталей изображения, ни первоначальных колоритов.
Фото: Государственный музей Востока

Правда, состояние объекта перед началом работ не позволяло увидеть ни деталей изображения, ни первоначальных колоритов. «Экспонированию не подлежит, хранить в развернутом виде во избежание дальнейших разрушений» — такое резюме содержалось в хранительской документации. Уже и Рериху этот раритет достался не в лучшем виде: шелк был существенно поврежден, а изображение потемнело от времени, покрывшись слоем жира, копотью и следами жизнедеятельности насекомых. Тем не менее Рерихи танку хранили, и теперь ей даровано второе рождение.

«Нужно было очистить красочный слой, при этом не размыв краску. Я пробовал разные способы, и, как ни странно, подошла так называемая гелевая методика, которая иногда используется для реставрации графики. В моей практике это было в первый раз», — рассказал заведующий отделом научной реставрации ГМВ Юрий Березин. Затем последовало укрепление красочного слоя и восстановление его оригинальными пигментами там, где требовалось. Несмотря на серьезные повреждения шелка, обрамляющего изображение (один из разрывов достигал 35 см, к тому же ткань была приклеена к отвесу столярным клеем), Татьяне Пунко удалось восстановить и обрамление.

Несмотря на серьезные повреждения шелка, обрамляющего изображение, удалось восстановить и обрамление. Фото: Государственный музей Востока
Несмотря на серьезные повреждения шелка, обрамляющего изображение, удалось восстановить и обрамление.
Фото: Государственный музей Востока

«У нас не было задачи сделать танку „новой“. Сложность реставрации заключалась в том, что мы должны были убрать всю грязь, копоть, жир, восстановить прорехи в ткани, вернуть первоначальные цвета, при этом не „стирать“ с нее следы времени, бытования — словом, сделать так, чтобы вмешательство реставраторов было совершенно незаметным», — отметил Юрий Березин.

Майтрея, согласно верованиям, это будда грядущих времен и единственный бодхисатва, которого почитают все без исключения направления буддизма. На отреставрированной танке он изображен в монашеском одеянии на лотосовом пьедестале в позе медитации (дхьянасана). Ниже пьедестала можно разглядеть фигуру Асанги, небесного ученика Майтреи. По легенде, Асанга стремился узреть Майтрею при своей жизни, но лишь под конец ее узнал, что тот всегда был рядом. 

Самое читаемое:
1
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
2
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
Одного из самых знаменитых итальянских художников выдвинул на Нобелевскую премию мира «Горбачев-фонд», и его кандидатура была поддержана Норвежским Нобелевским комитетом
25.02.2025
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
3
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
Впервые в Москве рассказывают о двух важных фигурах петербургской арт-сцены начала ХХ века, их картинах, поэзии, музыке — а также об истории влюбленности и совместной жизни. И все это под звуки футуристической оперы «Победа над Солнцем»
25.02.2025
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+