18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Карин Хиндсбо: «Я хочу, чтобы мы в Тейт Модерн не боялись рисковать»

Директор Тейт Модерн Карин Хиндсбо.  Фото: Jai Monaghan/Tate
Директор Тейт Модерн Карин Хиндсбо.
Фото: Jai Monaghan/Tate
№125, октябрь 2024
№125
Материал из газеты

Наша героиня возглавляет музей всего год, но курс уже задан: она хочет сделать его максимально передовым. Еще в ее планах — увеличить ежегодную посещаемость до 6 млн человек и подготовить фестиваль к 25-летию Тейт Модерн в следующем году

Карин Хиндсбо, директор Тейт Модерн, хочет, чтобы этот лондонский музей стал еще более продвинутым. В мае следующего года Тейт Модерн, который наряду с Британским музеем является самым популярным музеем Великобритании (в этом году его посетят 5 млн человек), отпразднует 25-летие. Хиндсбо стала его директором в сентябре 2023 года, сменив на этом посту Фрэнсис Моррис. До этого она возглавляла Национальный музей Норвегии, где при ней было построено новое здание, в котором объединились коллекции четырех прежде самостоятельных музеев. Национальный музей искусства, архитектуры и дизайна в Осло открылся в новом здании в 2022 году. А еще раньше уроженка Дании Хиндсбо была директором музеев KODE в норвежском Бергене.

Тейт Модерн наряду с Британским музеем является самым популярным музеем Великобритании. Фото: Tomasz Zielonka/Unsplash
Тейт Модерн наряду с Британским музеем является самым популярным музеем Великобритании.
Фото: Tomasz Zielonka/Unsplash

Как вы считаете, мир искусства стал более толерантным, чем в момент открытия Тейт Модерн, почти 25 лет назад? Кажется, что, когда дело доходит до таких острых вопросов, как гендер или конфликт в секторе Газа, сразу появляются тревожные признаки растущей нетерпимости.

Прогресс и консерватизм идут рука об руку, это симбиоз — так уж сложилось. Мы, как арт-институция, стали гораздо терпимее в некоторых областях. Но остается большая напряженность, перерастающая в нетерпимость. Фитиль всегда был очень коротким, а сейчас и подавно. Вам могут угрожать расправой, если вы художник или публичная персона. Возникает странный парадокс: по мере роста толерантности растет и страх.

Сейчас люди напуганы гораздо больше, чем раньше. И это опасно. Это видно по музеям. Мы должны делать все «идеально». Мы говорим, что надо рисковать, но, когда доходит до дела, боимся. Хочется, чтобы в Тейт Модерн мы этого не боялись. Конечно, придется иногда терпеть неудачи, но, если сидеть сложа руки, ничего никогда не поменяется.

Что это значит на практике?

Например, если мы устраиваем выставку, на которой представлены различные точки зрения, а она оказывается неудачной, нужно извлечь из этого уроки. Нужно иногда решаться делать некоторые вещи острее. Да, не все может получиться, люди могут с нами не согласиться. Но как по-другому идти вперед?

Вы говорите это на собраниях сотрудников?

Я стараюсь. Стараюсь продвигать идеи, которые иногда еще сыроваты. На это потребуется время, но это важно. Мне нужно бросать себе вызов.

Картина Андре Фужерона «Атлантическая цивилизация» в галерее Тейт Модерн.  Фото: Maria Teneva/Unsplash
Картина Андре Фужерона «Атлантическая цивилизация» в галерее Тейт Модерн.
Фото: Maria Teneva/Unsplash

Когда Тейт совершает ошибки, это, конечно, замечают, да?

Да, если мы делаем промахи, их сразу же видят — и никто этого не забудет. Но присутствующая робость всегда будет давить необходимостью везде идти на компромисс, и тогда через десять лет Тейт Модерн уже не будет прежней институцией. Сейчас это новаторский музей, и он должен таким оставаться. Если кто-то где-то с удовольствием сидит в уютном болотце, пусть так и сидит, но у нас это не в порядке вещей. Нам всего лишь 25. Самый расцвет молодости и бунтарства!

Вы возглавляете Тейт Модерн уже почти год. Какие изменения вы инициировали?

В последнее десятилетие огромное внимание уделяется инклюзивности и разнообразию, как в коллекции, так и в программе выставок. Мы продолжим этот курс, потому что в этом направлении еще многое предстоит сделать.

Собираемся «поиграть» с жанрами искусства. Рассмотрим элемент соучастия в искусстве и будем поощрять на творчество наших посетителей.

Также собираемся уделять больше внимания художественным практикам коренных народов. Например, в следующем году у нас пройдет большая выставка австралийской художницы Эмили Каме Нгваррей, представительницы аборигенов.

Тейт Модерн планирует поощрять на творчество посетителей музея. Фото: Andrea De Santis/Unsplash
Тейт Модерн планирует поощрять на творчество посетителей музея.
Фото: Andrea De Santis/Unsplash

Можете подробнее рассказать о планах в отношении работ коренных народов?

Первый из наших проектов будет посвящен саамскому и инуитскому искусству в Северной Европе — эту тему сама хорошо знаю. Будут закупки в коллекцию и выставки. Мы фокусируемся на художественных практиках коренных народов в рамках более глобальной задачи по расширению канона истории искусства. Речь идет о том, как мы воспринимаем историю искусства, а не просто о добавлении новых произведений в коллекцию. Нам необходимо переосмыслить структуру собственности на работы художников из коренных народов.

Имеется в виду юридическое право собственности Тейт?

Да. Сотрудничая с художниками-аборигенами, надо понимать, что некоторые их работы принадлежат их общине. Поэтому нельзя придерживаться классической структуры собственности. Иногда нужно мыслить по-новому. Возможно, взять на себя обязательства по передаче произведений во временное пользование.

То есть вместо того, чтобы приобретать работы, условно говоря, просто одолжить их у общины?

Да. Например, это может быть некое компромиссное решение или контракт с представителями аборигенов. Чтобы нельзя было заключить такой же договор с одним человеком или галереей. Это может быть долгосрочный заем. В случае с художественными практиками коренных народов нужно гораздо тщательнее продумывать условия. Когда мы обсуждаем вопрос о внедрении таких практик в Тейт Модерн, речь идет не просто о приобретении очередного экспоната для выставки, но об адаптации менталитета, тесно связанного с искусством коренных народов.

В мае следующего года Тейт Модерн отпразднует 25-летие. Фото: Wen Chen/Unsplash
В мае следующего года Тейт Модерн отпразднует 25-летие.
Фото: Wen Chen/Unsplash

Какие изменения вы привнесете в программу выставок?

Мы продолжим делать транснациональные истории. Переосмыслим концепции модернизма с учетом искусства коренных народов. Например, на выставке «Нигерийский модернизм» (8 октября 2025 года — весна 2026 года) покажем, что в 1960-х годах существовал модернизм вне западного канона. Мы также продолжим добиваться расширения разнообразия, покажем ключевых художниц, которые раньше рассматривались просто как экзотические контрапункты к творчеству известных художников-мужчин.

Можете ли вы позволить себе крупные выставки с приво­зом работ из зарубежных музеев и галерей?

Расходы на транспортировку искусства сейчас выросли, не нужно забывать о принципах устойчивости. Надо попытаться сотрудничать по-другому. Например, мы будем делать большие выставки с международными музеями-партнерами. Или когда в нашей собственной коллекции появится что-то, что станет мощной отправной точкой.

Должно ли новое правительство Великобритании увеличить грантовую поддержку Тейт?

Без раздумий отвечу на этот вопрос. Да. И чем больше, тем лучше. Понятно же, что мы находимся в сложном финансовом положении. Впрочем, как и все остальные. Но правительство должно проанализировать весь сектор, чтобы убедиться, что не теряется что-то ценное. Например, Центру искусств Камдена недавно сильно урезали грант Художественного совета. Так что властям надо анализировать всю картину.

Композиция Пита Мондриана "С" (№III)  в галерее Тейт Модерн.  Фото: Elena Soroka/Unsplash Tate Modern, Bankside, London, UK Published on November 3, 2024
Композиция Пита Мондриана "С" (№III) в галерее Тейт Модерн.
Фото: Elena Soroka/Unsplash Tate Modern, Bankside, London, UK Published on November 3, 2024

По количеству посетителей Тейт Модерн лишь немного уступает Британскому музею, самому популярному музею Великобритании. Какова ваша цель на этот год?

В этом году — достичь 5 млн.

А в 2025-м?

Возможно, 6 млн. Или по крайней мере к следующему году. Конечно, хочется, чтобы гостей было как можно больше, но также важно получить правильную, разнообразную аудиторию. Мы будем стараться привлекать больше местных жителей, чем иностранных туристов. Это важный сдвиг. Также в фокусе внимания — молодежь. С нею у нас уже все в порядке, но хочется еще больше юных посетителей. Хочется разнообразия, чтобы среди наших гостей были представлены все слои британского общества.

Что делает Тейт, чтобы защитить свои экспонаты от эскапад протестующих экоактивистов?

У нас отличная система безо­пасности и охрана. Мы быстро фиксируем возникновение ситуации повышенного риска и принимаем соответствующие меры. Конечно, никогда нельзя быть уверенными на 100%. Как только выставляешь произведение искусства на всеобщее обозрение, всегда есть риск.

Что касается изменения климата, то я прекрасно понимаю, что это очень важная тема. Я понимаю, что активисты хотят привлечь внимание к этой проблеме и к тому, что ситуация выходит из-под контроля. Так что я сочувствую причине, но не их действиям. Когда нацеливаешься на произведение искусства, то не знаешь, могут ли твои действия нанести непоправимый ущерб. Я не понимаю, как уничтожение искусства может помочь большой беде, которой я сочувствую.

Инсталляция Мире Ли «Открытая рана» в Турбинном зале. Тейт Модерн.  Фото: Lucy Green/Tate
Инсталляция Мире Ли «Открытая рана» в Турбинном зале. Тейт Модерн.
Фото: Lucy Green/Tate

В мае следующего года исполнится 25 лет со дня открытия Тейт Модерн. Как будете отмечать это знаковое событие?

В центре внимания окажется Эмили Каме Нгваррей. В Турбинном зале будет выставляться удивительная работа, созданная по заказу компании Hyundai, которая представит всю перспективу музея. Также выделим 25 ключевых произведений из нашей коллекции. А 12 мая состоится грандиозный праздник с концертами и музыкой, со свободным входом для всех желающих.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+