18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ

Сергей Герасимов. «Колхозный праздник». 1937.  Фото: Государственная Третьяковская галерея
Сергей Герасимов. «Колхозный праздник». 1937.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков

Выставочный проект Государственной Третьяковской галереи под названием «#ТретьяковкаНаВДНХ. Искусство XX–XXI веков», объявленный ранее и отложенный из-за проведения международной выставки-форума «Россия», откроется наконец для публики 21 ноября в одном из самых впечатляющих зданий комплекса. Как сообщается в пресс-релизе, экспозиция в Центральном павильоне № 1 будет связана с его историей, временем возникновения и произведениями советского периода. На выставке представят около 40 работ, создававшихся в золотые годы ВДНХ, то есть 1930–1960-е. Это скульптуры Веры Мухиной и Ивана Шадра, живопись Александра Дейнеки, Георгия Нисского, Аркадия Пластова и так далее. Дополнят их работы наших современников.

Организаторы проекта особо подчеркивают, что произведения экспонируются на отдельных стендах, а не развешены на внутренних стенах недавно отреставрированного павильона, что «дает возможность разглядеть и оценить величественное декоративное убранство здания, с которым экспонаты выставки вступают в диалог, а иногда и спорят». Отметим, что одним из критериев отбора произведений соцреалистов из фондов Третьяковки для этой выставки был их гигантский размер, затрудняющий экспонирование в музейных залах, зато идеальный для безбрежных пространств ВДНХ.

Александр Виноградов и Владимир Дубосарский. «Времена года русской живописи». Полиптих «Осень». 2007. Фрагмент.  Фото: Государственная Третьяковская галерея
Александр Виноградов и Владимир Дубосарский. «Времена года русской живописи». Полиптих «Осень». 2007. Фрагмент.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Встречает посетителей уже ставший легендарным цикл из четырех полиптихов Александра Виноградова и Владимира Дубосарского «Времена года русской живописи», представляющий собой коллаж из шедевров отечественной живописи. Эта инсталляция была выполнена в 2007 году к открытию в Третьяковской галерее нового варианта постоянной экспозиции искусства ХХ века — событию, о котором сегодня вспоминают с такой ностальгией. Следующий зал украшен мозаичным триптихом Александра Дейнеки «Хорошее утро», а также его полотном «На открытии колхозной электростанции» (вариант картины, выполненной в 1952 году именно для этого павильона). Здесь же выставлены две работы Василия Яковлева: «Сбор овощей. Обновленная земля» (1927) и «Весенняя охота. Глухари» (1947). Отдельное пространство отведено под видеоинсталляцию Дмитрия Венкова «Гимны Московии», представляющую собой путешествие по трем архитектурным стилям Москвы: «сталинский ампир», советский модернизм и современная архитектура, — города-призрака, утопающего в небесной лазури.

Александр Дейнека. «На открытии колхозной электростанции». 1952.  Фото: Государственная Третьяковская галерея
Александр Дейнека. «На открытии колхозной электростанции». 1952.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Вокруг вмонтированного в стену горельефа Евгения Вучетича «Знаменосцу мира, советскому народу — слава!» выстроен отдельный зал, в котором компанию обнаруженному в ходе реставрации произведению составило майоликовое панно Исидора Фрих-Хара «Жить стало лучше, жить стало веселее!» («Праздник в азербайджанском колхозе») 1939 года. В пятом зале собраны хрестоматийные авторы и полотна: «Лето» Аркадия Пластова, «Колхозный праздник» Сергея Герасимова, «Спартакиада народов СССР» Сергея Лучишкина, картины Тараса Гапоненко, Александра Герасимова, Георгия Нисского, Юрия Подляского и Якова Ромаса.

Центральное подкупольное пространство (зал № 6) отдано модели памятника «Рабочий и колхозница» — символа ВДНХ. Вокруг этой работы Веры Мухиной расположены ее другие произведения, скульптуры Ивана Шадра (включая «Девушку с веслом») и других авторов, а также живописные полотна, в числе которых групповая работа «Советский народ имеет право на образование» («Студенты у нового здания МГУ») 1954 года и «Советский народ имеет право на отдых» («В доме отдыха на Черноморском побережье») Сергея Отрощенко 1957 года. Также на выставке есть лекторий и пространство для показа архивных киноматериалов.

Иван Шадр. «Девушка с веслом». 1958.  Фото: Государственная Третьяковская галерея
Иван Шадр. «Девушка с веслом». 1958.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Выставка продлится до сентября 2025 года, после чего планируется открытие следующего совместного проекта с Третьяковской галереей, тема которого пока не объявлена.

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
3
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
4
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
5
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
Гигантскую работу Урса Фишера «Большая глина № 4», после установки которой рядом с Домом культуры «ГЭС-2» развернулась общественная дискуссия на тему, является ли она произведением искусства, демонтируют
28.07.2025
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
6
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
Исследователь и коллекционер народного костюма и русского текстиля объяснил нам, зачем старается ограничивать свое собрание и в чем главная проблема музейного показа
29.07.2025
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
7
Живопись достигла своего пика?
В эпоху цифровых технологий живопись может показаться старомодной, но ее популярность у художников, искусствоведов и коллекционеров остается неизменной
29.07.2025
Живопись достигла своего пика?
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+