Советское выступило рельефно

Обновление Центрального павильона ВДНХ преподнесло реставраторам сюрприз — долгое время скрытое под обшивкой монументальное панно 1953 года.

Когда в завершающем парадную анфиладу Центрального павильона ВДНХ зале Мира была демонтирована фанерная обшивка, под ней было обнаружено монументальное панно — рельеф «Знаменосцу мира, советскому народу — слава!». Специалисты были удивлены, что это масштабное произведение, десятилетия скрытое от глаз, сохранилось, да еще и в неплохом состоянии (сбито лишь несколько голов персонажей). Горельеф создавался в самый разгар эпохи прославления Сталина скульптурной мастерской под руководством Евгения Вучетича (при участии П.3.Фридмана, Л.Д.Муравина, Н.П.Белугина, Д.И.Никитина, Г.Н.Постникова и архитектора А.Ф.Великанова). Известно, что скульпторы работали над произведением, призванным олицетворять всю мощь сталинской эпохи, три года и завершили труд к 1953-му. Площадь рельефного панно составляет 90 м², оно выполнено из подкрашенного гипса; по приемам и композиции вещь вполне сопоставима даже со скульптурными рельефами итальянского Возрождения, отчасти служившими первообразами для советских ваятелей. Вновь открытый главный художественный экспонат ВДНХ, выстроенный по принципу линейной перспективы, изображает торжественное шествие более полутора тысяч советских граждан под знаменами. Фоном демонстрации служат архитектурные, вполне узнаваемые, сооружения социализма: высотка, гидроэлектростанция и даже Шуховская башня. В толпе людей видны представители разных профессий, о чем можно судить по атрибутам труда; в композиции немало военных и спортсменов. Три десятка персонажей, идущие в авангарде, имели реальных прототипов из числа высокопоставленных граждан Советского Союза и представителей элиты. Пожилой человек впереди слева явно напоминает академика Ивана Павлова, нарядная дама — актрису Аллу Тарасову, узбек с цветком хлопка — лауреата Сталинской премии Назарали Ниязова. Исторический парадокс, напрямую отразившийся на судьбе произведения Евгения Вучетича, заключался в том, что к моменту окончания работы над рельефом он слегка утратил актуальность, ибо на повестке дня уже стояла борьба с культом личности и с архитектурными излишествами. Народ у Вучетича бодро марширует под знаменами, на которых были изображены профили Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина. В 1960-е годы все профили, кроме ленинского, были закрашены. Вместо советского герба в руках рабочего на переднем плане появился младенец-путто, символ торжества мира при коммунизме.

Статья написана по материалам аудиогида, созданного кандидатом искусствоведения М.М.Силиной для юбилейной выставки в Центральном павильоне ВДНХ.

Самое читаемое:
1
Рейтинг посещаемости российских музеев и художественных выставок за 2021 год
Музейная реальность, данная нам в сравнительных ощущениях: подъем на фоне спада, сдержанный оптимизм и неизвестность впереди. Плюс таблицы лидеров: куда больше всего ходили и на что больше всего смотрели в прошедшем году
03.06.2022
Рейтинг посещаемости российских музеев и художественных выставок за 2021 год
2
Остекление шедеврами: какие картины появились в окнах нового здания Третьяковки
Отличительная черта нового корпуса Третьяковcкой галереи — окна с произведениями из музейного собрания, напоминающие развеску картин у Павла Третьякова. Мы рассмотрели их подробнее и обнаружили шедевры русской живописи от Боровиковского и Венецианова до Малевича
08.06.2022
Остекление шедеврами: какие картины появились в окнах нового здания Третьяковки
3
Два взгляда на одного героя: «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма
Выставку «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма составляют изображения одного и того же человека в разных видах — «селфи», написанные с помощью зеркала, рядом с портретом того же героя кисти другого художника
09.06.2022
Два взгляда на одного героя: «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма
4
Медицинские карты Фриды Кало раскрыли художницу с новой стороны
Между болью и живописью: внучатая племянница художницы нашла в архивах больницы ее медицинские карты, рассказывающие о будничной жизни Фриды, о ее ежедневных проблемах и людях, которые помогали их преодолевать
15.06.2022
Медицинские карты Фриды Кало раскрыли художницу с новой стороны
5
Музей-мастерская Анны Голубкиной преобразится, чтобы стать более подлинным
Новое арт-пространство, объединившее усадьбу с флигелем, где в начале ХХ века жила и работала Анна Голубкина, откроется после реконструкции в 2024–2025 годах
21.06.2022
Музей-мастерская Анны Голубкиной преобразится, чтобы стать более подлинным
6
Три столетия и тридцать картин: открываются главные проекты к юбилею Петра I
В 350-й день рождения Петра I откроются два грандиозных проекта — в Русском музее, посвященный отражению фигуры царя в искусстве трех столетий, и «30 картин из жизни Петра Великого» в павильонах на Марсовом поле, соединяющий прошлое и настоящее
07.06.2022
Три столетия и тридцать картин: открываются главные проекты к юбилею Петра I
7
«1703»: в фокусе новые возможности для галерей и частные коллекции
«Вдохновлена городом» — слоган новой петербургской ярмарки современного искусства, которая пройдет с 16 по 19 июня в выставочном зале «Манеж». Ее организаторы и участники — галеристы из двух столиц — рассказывают о том, какой она будет
16.06.2022
«1703»: в фокусе новые возможности для галерей и частные коллекции
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+