18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Погонные мэтры

№28, ноябрь 2014
№28
Материал из газеты

Что делать с бригадным шедевром? Обнаруженную в Центральном павильоне ВДНХ картину Александра Герасимова укрепили, но реставрировать не спешат, планируя исследование, на основе которого будет разработана методика ее восстановления

Реставраторы разворачивают полотно Герасимова
Реставраторы разворачивают полотно Герасимова

В ходе подготовки к 75-летию ВДНХ в полуподвальном помещении павильона № 1 «Центрального» была обнаружена самая масштабная из известных картин советского академика Александра Герасимова. Как свидетельствуют подписи на обороте, Герасимов писал ее не один, а с большим коллективом коллег, что в сталинскую эпоху было обычным делом. По словам куратора юбилейной экспозиции в Центральном павильоне, автора путеводителя по ВДНХ Павла Нефедова, полотно нашли рабочие, расчищавшие помещение. Оно было свернуто и подвешено к потолку на крюках. На место находки были вызваны специалисты Государственного научно-исследовательского института реставрации (ГосНИИР). Как рассказала нашему изданию заведующая отделом реставрации произведений станковой масляной живописи Мария Чуракова, сотрудники ГосНИИРа провели работы по укреплению живописи на участке, который начали разматывать рабочие. По ее словам, картина была профессионально убрана: снята с подрамника и намотана на вал.

«Сколько лет хранилась картина, сказать очень сложно: она находилась в подвальных помещениях. Конечно, есть разрушения: расслаивание красочного слоя, небольшие подмочки, очень сильное пылевое загрязнение — это только то, что мы видели», — говорит заведующая. Досконально исследовать полотно специали-стам ГосНИИРа не удалось. По предположению Чураковой, должен быть объявлен конкурс сначала на проведение исследования, на основе которого будет разработана методика реставрации, и только потом начнутся сами работы. В августе картину перенесли в левый боковой зал павильона и впервые развернули. Сейчас она стала частью юбилейной экспозиции. На полотне впечатляющего размера (6,75×11 м) изображено заседание II Всесоюзного съезда колхозников-ударников, который проходил 11—17 февраля 1935 года. Съезд состоялся в зале заседаний Верховного Совета СССР в Большом Кремлевском дворце. Тема картины была выбрана не случайно. Именно на II Всесоюзном съезде колхозников-ударников было принято решение об организации сельскохозяйственной выставки в Москве (которая в 1959 году была переименована в ВДНХ). Это косвенно указывает на то, что картина создавалась именно для Центрального павильона. Возможно, ее предполагалось разместить на боковой стене зала № 3, где она сейчас и находится. Больше в павильоне просто нет подходящих площадей.

По мнению Нефедова, картина, хоть и была завершена в 1953 году, никогда не выставлялась. Она не упоминается ни в одном путеводителе 1950-х годов, хотя там перечислялись все гораздо более мелкие работы. Вопрос требует дальнейшего изучения.

Пока нет достоверных свидетельств, почему было принято решение не экспонировать картину. Вероятно, влияние оказала смерть Сталина, из-за чего открытие выставки перенесли с 1953 года на август 1954-го. Хотя официальная борьба с культом личности еще не началась и в оформлении выставки оставалось множество портретов и статуй Сталина, от новых помпезных изображений, судя по всему, решили воздержаться. Подобные решения принимались на уровне высшего руководства КПСС, причем преимущественно устно.

«Конечно, эта картина привлекает внимание своими беспрецедентными размерами. Но она также важна с точки зрения исследования истории ВДНХ. Период начала 1950-х годов довольно плохо изучен, существует много „белых пятен“, таких как картина Герасимова», — комментирует Павел Нефедов.

Самое читаемое:
1
Эрмитаж раскрыл обстоятельства приобретения «Острова мертвых» Арнольда Бёклина
Средства на выкуп полотна музей искал около трех лет, в итоге работа была приобретена благодаря целевому пожертвованию. Имена спонсора и бывшего владельца не разглашаются, однако известно, что 40 лет назад картину предлагали Пушкинскому музею
22.02.2023
Эрмитаж раскрыл обстоятельства приобретения «Острова мертвых» Арнольда Бёклина
2
Главные выставки весны
Среди выставок, которые открываются в новом сезоне в Москве и Санкт-Петербурге, мы советуем обратить внимание на проекты, посвященные панк-культуре, бухарским евреям и русскому балету
03.03.2023
Главные выставки весны
3
Петербургский Манеж встал в первую позицию: открылась грандиозная выставка о балете
Один из главных козырей русской культуры — балет — стал темой эффектной выставки в санкт-петербургском Манеже. «Первая позиция. Русский балет» предназначена не только балетоманам, но и тем, кто не может отличить плие от арабеска
28.02.2023
Петербургский Манеж встал в первую позицию: открылась грандиозная выставка о балете
4
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
Знакомьтесь с шорт-листом Премии The Art Newspaper Russia в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» и «Личный вклад», а также с лауреатами специального приза. Победители будут названы 14 марта
03.03.2023
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
5
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
Поздравляем победителей и рассказываем интересные факты о лауреатах в традиционных номинациях «Музей года», «Выставка года», «Книга года», «Реставрация года», «Личный вклад», а также о спецпризе, без которого в этом году мы не смогли обойтись
14.03.2023
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
6
От Медичи до Ротшильдов: банкиры — заказчики, меценаты и коллекционеры
Взаимоотношениям между художниками и их покровителями, а также роли финансистов в создании произведений и роли искусства в укреплении социального статуса банкиров на протяжении столетий посвящена большая выставка в Милане
22.02.2023
От Медичи до Ротшильдов: банкиры — заказчики, меценаты и коллекционеры
7
Галактика русской абстракции охватила Русский музей
Избранные произведения советского андерграунда из собрания Наталии Опалевой приехали на выставку «Параллельные вселенные. От абстракции к артефакту»
02.03.2023
Галактика русской абстракции охватила Русский музей
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+