18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Публике вновь дарованы «Право на отдых» и «Право на образование»

Панно «Советский народ имеет право на отдых» и «Советский народ имеет право на образование». Фото: Государственная Третьяковская галерея
Панно «Советский народ имеет право на отдых» и «Советский народ имеет право на образование».
Фото: Государственная Третьяковская галерея
№108, февраль 2023
№108
Материал из газеты

В павильон «Центральный» на ВДНХ возвращены отреставрированные в Третьяковке монументальные панно советских художников. Но это лишь часть декора, украсившего павильон при его строительстве в 1954 году, и некоторые арочные рамы пока остаются пустыми

Четыре грандиозных панно советских живописцев из фондов Государственной Третьяковской галереи вернулись на свои места в интерьере павильона «Центральный» на ВДНХ, который в ближайшие месяцы должен быть открыт для публики выставкой из коллекции Третьяковки.

Реставрация «Центрального» стартовала в 2014 году. В самом ее начале в павильоне нашли зашитый фанерой горельеф Евгения Вучетича «Советскому народу, знаменосцу мира — слава!», а в цоколе здания — намотанную на вал огромную, 6,75 на 11 м, картину Александра Герасимова. На ней изображены делегаты Второго Всесоюзного съезда колхозников и ударников труда 1935 года — именно на этом съезде крестьяне и рабочие просили организовать в Москве Всесоюзную сельскохозяйственную выставку. И горельефом, и полотном реставраторы занимаются на месте — из-за размеров произведений.

Хотя это были не единственные монументальные работы в павильоне. От периода его строительства — 1954 года (архитекторы Георгий Щуко и Евгений Столяров), на который восстанавливается здание, сохранилось не так много фотографий, тем не менее на них видны и скульптурные группы, и гипсовый фриз, и внушительные вазы, и большеразмерная живопись на стенах.

Павел Соколов-Скаль. Панно «Штурм Зимнего дворца». Фото: Государственная Третьяковская галерея
Павел Соколов-Скаль. Панно «Штурм Зимнего дворца».
Фото: Государственная Третьяковская галерея

«Архивные фотографии помогли соотнести полотна из собрания Третьяковки с историческими нишами, в которых они изначально находились. Реконструкция павильона и сотрудничество Третьяковской галереи и ВДНХ стали хорошей возможностью для того, чтобы эти четыре панно, сохранившиеся в запаснике ГТГ, смогли вернуться в павильон», — рассказала нашему изданию Александра Гусейнова, заведующая отделом координации вопросов хранения ГТГ. Речь идет о двух горизонтальных полотнах Павла Соколова-Скаля «Ленин провозглашает советскую власть на Втором съезде Советов» и «Штурм Зимнего дворца», а также о двух вертикальных с арочными завершениями — «Советский народ имеет право на отдых» Сергея Отрощенко и «Советский народ имеет право на образование», созданном бригадой под руководством Александра Герасимова. «Снятые со стен павильона, работы Соколова-Скаля недолго были в экспозиции галереи на Крымской набережной, а потом десятилетиями все четыре хранились на валах», — поясняет Александра Гусейнова.

Монтаж панно «Ленин провозглашает советскую власть на Втором съезде Советов». Фото: Государственная Третьяковская галерея
Монтаж панно «Ленин провозглашает советскую власть на Втором съезде Советов».
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Размеры полотен грандиозны — от 4,5 до 7,5 м, и главный враг таких работ — их собственный вес. «Из-за длительного хранения на валу и истории бытования на основе всех работ были складки, замятости; углы вытянуты и деформированы. На двух большемерных полотнах Соколова-Скаля были видны следы предыдущих реставраций: подведенные заплаты на прорванных участках кромок, изменившиеся тонировки. В местах деформаций и сломов основ, а также пастозных участков красочного слоя появились расслоения и осыпи краски. Плотное поверхностное загрязнение скрывало авторский колорит живописи на всех панно, как и следы побелки», — говорит Анна Мельничук, художник-реставратор отдела научной реставрации живописи ХХ века. Пришлось укреплять основу, стабилизировать все швы, дублировать кромки гигантских холстов, укреплять участки живописи, раскрывать ее от загрязнений, чтобы увидеть яркость красок. «Переезда в пространство павильона „Центральный“ отреставрированные панно ждали целый год в фонде живописи ХХ века. Причем для временного хранения двух полуовальных панно воспользовались историческим валом от картины Александра Иванова „Явление Христа народу“, отремонтировав его», — добавляет Анна Мельничук.

Монтаж панно «Советский народ имеет право на образование». Фото: Государственная Третьяковская галерея
Монтаж панно «Советский народ имеет право на образование».
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Три месяца отняло у виртуозов из столярной мастерской ГТГ Никиты Князева и Евгения Шумова изготовление новых подрамников. После изучения сохранности живописи всех панно по краям и загибов холстов по кромкам современные подрамники были изготовлены строго в размер авторской живописи каждого произведения.

Документов о монтаже от 1954 года не сохранилось, но многочисленные гвоздевые проколы и следы бронзовой краски по краям панно рассказали специалистам о способе сокрытия технического зазора по периметру ниш: накладки монтировались гвоздями через живопись к подрамникам и красились бронзовой краской в тон лепных рам. Заключительный этап реставрации проходил в самом павильоне, в огромном в зале Конституции — здесь собирали грандиозные подрамники и натягивали на них холсты.

Монтаж панно потребовал усилий множества людей. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Монтаж панно потребовал усилий множества людей.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Еще одна проблема: реставрация интерьеров уже велась, когда зашла речь о возвращении в них панно. Многопрофильные ниши пришлось дополнительно укреплять, ведь вес одной картины — около 300 кг (подрамник плюс холст с живописью). Существовала опасность, что картины не совпадут по размеру с проемами — что и случилось с арочными работами, поэтому их вставили в проемы с отступом от стены, не заводя в последний профиль обрамления. Монтаж занял 12 дней, а всего в работе над панно принимали участие 11 реставраторов и 2 столяра.

Часть арочных рам в залах павильона «Центральный» (всего в нем 9 залов, включая 30-метровой высоты зал Конституции) до сих пор остаются пустыми. Но есть надежда, что полотна из них найдутся — на ВДНХ или где-то еще. Когда в павильоне откроется экспозиция Третьяковской галереи, отобранные для нее произведения крепить на стены не будут, а разместят на временных стендах, поскольку здание является памятником культурного наследия.

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+