18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Политехнический музей показал «Колесо прогресса»

Выставка «Политехнический музей: создавая настоящее» в ЦВЗ «Манеж», Санкт-Петербург.  Фото: Политехнический музей
Выставка «Политехнический музей: создавая настоящее» в ЦВЗ «Манеж», Санкт-Петербург.
Фото: Политехнический музей

В петербургском ЦВЗ «Манеж» проходит выставка «Политехнический музей: создавая настоящее», посвященная становлению и развитию российской инженерной школы на протяжении почти 200 лет

Впервые в Санкт-Петербурге свои уникальные коллекции представляет московский Политехнический музей. Выставка посвящена 150-летию основания музея. Она подготовлена совместно с Центральным выставочным залом «Манеж» при научном кураторстве Национального исследовательского центра «Курчатовский институт» и воспевает выдающихся отечественных ученых, инженеров, изобретателей и их достижения в развитии науки и техники.

Петербургская выставка — вторая часть самого большого проекта из реализованных музеем за последние 50 лет. Первая часть, «Политехнический музей: приближая будущее», проходила весной и летом этого года в Музее Москвы. Но если она рассказывала главным образом об истории музея, то нынешняя посвящена становлению и развитию российской инженерной школы на протяжении последних почти 200 лет. Около 300 экспонатов предоставили на выставку сам Политехнический музей, НИЦ «Курчатовский институт», а также партнеры — научные, производственные и промышленные госкорпорации, конструкторские бюро, музеи, частные коллекционеры. Часть предметов музей несколько десятилетий не доставал из запасников, некоторые поступили в фонды совсем недавно, и их впервые показывают широкой публике.

Выставка «Политехнический музей: создавая настоящее» в ЦВЗ «Манеж», Санкт-Петербург.  Фото: Политехнический музей
Выставка «Политехнический музей: создавая настоящее» в ЦВЗ «Манеж», Санкт-Петербург.
Фото: Политехнический музей

«Вы только подумайте, каким богатством мы обладаем, какие научные открытия делали и делают наши ученые, инженеры, конструкторы! — сказал на вернисаже выставки Михаил Ковальчук, президент НИЦ «Курчатовский институт» и Политехнического музея. — Экспозиция в Манеже доказывает, что мы всегда занимали важное место в мировом процессе развития технологий».

За последние 20 лет Политехнический музей пережил череду катаклизмов. В 2004 году в историческом здании на Новой площади случился пожар. Пожарные потушили огонь, но залили водой значительную часть фондов. К тому же фундамент всего комплекса построек неравномерно просел, отсутствовали центральное отопление и система вентиляции. В 2011 году был объявлен конкурс на реконструкцию музея, а в 2013-м его закрыли на реставрацию и реновацию. Завершение работ много раз откладывалось и переносилось, очередной срок назначен на 2025 год. В ожидании открытия музей организует серию выставок в Москве и по стране. Сейчас одна из них приехала в Петербург.

Все пространство Манежа структурировано по восьми разделам: «Ресурсы», «Движение», «Энергия», «Информация», «Окружение», «Полет», «Жизнь» и «Природоподобие». Выставка занимает оба этажа Манежа, и на всем протяжении предметную экспозицию сопровождают мультимедийные инсталляции, так называемые кабинеты ученых — большие мониторы, на которых в режиме нон-стоп идет информация о выдающихся российских ученых, конструкторах, инженерах-изобретателях с их портретами, биографиями, цитатами из трудов.

Выставка «Политехнический музей: создавая настоящее» в ЦВЗ «Манеж», Санкт-Петербург. Фото: Политехнический музей
Выставка «Политехнический музей: создавая настоящее» в ЦВЗ «Манеж», Санкт-Петербург.
Фото: Политехнический музей

Первое, что видят посетители при входе в Манеж, — гигантская композиция «Колесо прогресса» архитектора Андрея Чернихова, внука знаменитого советского архитектора-авангардиста Якова Чернихова. Конструкция из огромных колес, труб, лопастей и стеклянных колб периодически начинает двигаться и звучать: колеса вращаются, вспышки света пульсируют в стеклянных трубках, и откуда-то из недр этого сооружения раздается мелодия, имитирующая звуки работающих станков.

По словам Андрея Чернихова, было намерение создать некую конструкцию на открытие экспозиции, символизирующую век пара и электричества, и возникла мысль объединить идеи 20-х годов прошлого века и нынешнего.

«В основу легли одна из конструкций моего деда, идеи и образы швейцарского скульптора Жана Тенгли, серии фотографий промышленной архитектуры XIX и XX веков, — рассказал Андрей Чернихов, — а также мой личный опыт, когда я летом мальчишкой подрабатывал на заводе. В качестве музыкального сопровождения мы использовали одну из аранжировок произведения Александра Мосолова „Завод. Музыка машин“, написанного им в 1928 году».

Выставка «Политехнический музей: создавая настоящее» в ЦВЗ «Манеж», Санкт-Петербург. Фото: Политехнический музей
Выставка «Политехнический музей: создавая настоящее» в ЦВЗ «Манеж», Санкт-Петербург.
Фото: Политехнический музей

Первый экспонат, который встречает посетителей, — уникальный «Руссо-Балт» К12/20, единственный сохранившийся экземпляр легкового автомобиля, сделанного в Российской империи. Первый серийный автомобиль этой марки изготовили ко Дню города 27 мая 1909 года; экземпляр с выставки собрали в 1911 году — его заказала Офицерская воздухоплавательная школа в Гатчине.

По сути, уникальный автомобиль вернулся на родину в Петербург, как и некоторые другие экспонаты. Например, выпущенный в 1910 году аэроплан «Гаккель-3», макет которого в полную величину расположен на втором этаже. Яков Гаккель, автор самолета, работал над ним здесь, в Петербурге, а испытывал в Гатчине. Знаменитый летчик Михаил Водопьянов говорил, что именно Гаккель первым отказался от слепого копирования зарубежных образцов и построил летательный аппарат оригинальной конструкции.

В целом экспозиция разделена по простому принципу: земля и небо. На первом этаже представлены достижения российской науки и инженерной мысли, стоящие на земле или двигающиеся по ней: автомобили, макеты трамвайного вагона 71-931М «Витязь-Ленинград», знакомого москвичам поезда метро «Москва-2020», экскаваторов, атомной электростанции, термоядерной установки «Токамак-10», телеграфного аппарата. И первая отечественная ЭВМ «Сетунь» — размером с квартиру-студию. Здесь же можно увидеть действующий экземпляр аэросаней, созданных знаменитыми конструкторами Николаем Камовым и Андреем Туполевым для труднодоступных северных районов. Кстати, с таких аэросаней снимались отдельные сцены фильма Сергея Бондарчука «Война и мир».

Выставка «Политехнический музей: создавая настоящее» в ЦВЗ «Манеж», Санкт-Петербург. Фото: Политехнический музей
Выставка «Политехнический музей: создавая настоящее» в ЦВЗ «Манеж», Санкт-Петербург.
Фото: Политехнический музей

Второй этаж посвящен преимущественно небу и космосу, а также современным био- и медицинским технологиям. Макеты и действующие модели летательных аппаратов, настоящие скафандры, в том числе «Кречет», созданный в СССР для работы на Луне, космический «мотоцикл» СПК 21КС, аналогичный тому, что испытывал космонавт Александр Серебров, и шестиногий «марсианский» шагоход. Очень жаль только, что на выставке, посвященной развитию и движению, ни один макет или действующая модель не двигаются, а стоят совершенно неподвижно. Даже легендарный робот-экскурсовод Сепулька, который управлялся дистанционно и ездил с группой по залам в Политехническом музее, в Манеже стоит в витрине, как пришпиленная бабочка.

Выставка завершается на втором этаже, откуда открывается вид на архитектурную композицию при входе в Манеж: входной проем изнутри украшает характерный трехарочный фасад Политехнического музея, совпадающий с практически такими же арками на входе в Манеж. Это своеобразное приглашение посетить музей в Москве, когда он откроется после реконструкции.

Центральный выставочный зал «Манеж», Санкт-Петербург
«Политехнический музей: создавая настоящее»
До 9 февраля

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+