18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Портреты Нью-Йорка в исполнении Джорджии О’Кифф

Джорджия О’Кифф. «Ист-Ривер с 30-го этажа отеля Shelton». 1928. Фото: Georgia O'Keefe Museum/The New Britain Museum of American Art
Джорджия О’Кифф. «Ист-Ривер с 30-го этажа отеля Shelton». 1928.
Фото: Georgia O'Keefe Museum/The New Britain Museum of American Art
№125, октябрь 2024
№125
Материал из газеты

Гранд-дама американского модернизма писала виды города сверху, из номера в 31-этажном отеле. Небоскребы оказали влияние и на ее знаменитую цветочную серию

В 1925 году художница Джорджия О’Кифф (1887–1986) вместе с мужем, фотографом и галеристом Альфредом Стиглицем, переехала в головокружительный 31-этажный апарт-отель Shelton в Нью-Йорке — на тот момент одну из самых высоких в мире гостиниц. Вдохновляясь видами растущего мегаполиса, О’Кифф создала серию городских пейзажей, увиденных сверху. Этот ракурс оказал влияние и на другую серию, над которой она работала в то же время. «Я сделаю их большими, как огромные, взмывающие вверх здания. Они будут ошеломлять, они заставят смотреть на себя», — говорила художница о своих прославленных цветочных картинах. Как правило, эти работы интерпретировались в сексуализированном ключе, чему отчасти способствовал тот факт, что на первой выставке серии Стиглиц развесил рядом с картинами портреты жены, снятые им в жанре ню. Он считал личным брендом О’Кифф феминный идеал — и она посвятила всю оставшуюся жизнь опровержению этого представления.

Работам, созданным Джорджией О’Кифф в период жизни в небоскребе в центре Манхэттена, посвящена экспозиция «Мои Нью-Йорки», летом открывшаяся в Чикагском институте искусств, а в сентябре переехавшая в Атланту. В нее вошло 45 картин маслом, а также десятки рисунков, пастелей, фотографий и писем.

Джорджия О’Кифф. «Улица Нью-Йорка с луной». 1925. Фото: Georgia O'Keefe Museum/Museo Nacional Thyssen-Bornemisza
Джорджия О’Кифф. «Улица Нью-Йорка с луной». 1925.
Фото: Georgia O'Keefe Museum/Museo Nacional Thyssen-Bornemisza

Выставка демонстрирует взаимосвязь многочисленных аспектов жизни и творчества художницы, на первый взгляд пересекающихся лишь по касательной. Например, многие из картин, посвященных Нью-Мексико, на самом деле были созданы в мастерской на Манхэттене. Например, «Череп коровы и ситцевые розы» (1931), пейзаж с выцветшим на солнце коровьим черепом. В Нью-Мексико О’Кифф по привычке отправлялась на прогулки по пустыне, во время которых собирала кости животных. Затем она переправляла их в свою нью-йоркскую мастерскую. Любопытно сравнить эту картину с портретом 1936 года, который сделал фотограф и писатель Карл ван Вехтен на террасе манхэттенского пентхауса, куда художница переехала из отеля Shelton. На кирпичной стене висит череп коровы, О’Кифф позирует с ним, встав в профиль и нежно придерживая его за подбородок.

Помимо удовольствия от собственно работ Джорджии О’Кифф и редких материалов, представленных в экспозиции, пребывание в залах приятно само по себе. По-видимому, архитектура города, видение художницы и, быть может, здание отеля Shelton оказали на дизайн выставки самое положительное влияние. Внутренние стены в залах не выставлены по строгой сетке, а расположены под разными углами, так что в просветах между ними видно открывающееся дальше пространство. Отдельную стену в первом зале выставки (и, кстати, обложку каталога) украшает картина, которую О’Кифф считала одной из лучших своих работ, — «Shelton с солнечными пятнами. Нью-Йорк» (1936). В центре композиции под резким углом изображено массивное здание отеля, в которое будто бы вгрызается солнце, распространяющее вокруг себя ослепительный белый ореол и разбрызгивающее маленькие оранжевые и желтые световые пятна. 

Художественный музей Хай
«Джорджия О’Кифф. Мои Нью-Йорки»
До 16 февраля

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
4
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
5
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Марокканский период, не столь уж и долгий — всего несколько месяцев в общей сложности, сделал Анри Матисса именно тем художником, которого впоследствии узнал и запомнил весь мир. В книге Джеффа Кёлера в подробностях рассказано о том, как это было
29.08.2025
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+