18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Аристарх Чернышев: «Создавая работы, пользуюсь знаниями, которые получил как инженер-конструктор»

Выставка Аристарха Чернышева «Техноорганика» в пространстве торгового центра BoscoVesna.  Фото: Галерея ГУМ-Red-Line
Выставка Аристарха Чернышева «Техноорганика» в пространстве торгового центра BoscoVesna.
Фото: Галерея ГУМ-Red-Line
№125, октябрь 2024
№125
Материал из газеты

В пространстве BoscoVesna идет выставка Аристарха Чернышева «Техноорганика». Мы поговорили с медиахудожником о нейросетях, концепции «естественных технологий» и о том, как изменилось за последние 30 лет отношение российского бизнеса к искусству

Ваш проект называется «Техноорганика». В чем состоит идея соединения этих двух миров — технологического и природного?

Идея, в общем-то, не новая и довольно простая. Состоит она в том, что мы являемся органическими существами, которые обросли различными технологиями искусственного происхождения. Я же предлагаю создавать более естественные технологии, которые были бы органично интегрированы в природу.

Можно ли сказать, что «естественные технологии» так же утопичны, как и, например, «бумажная архитектура»?

Отчасти да. В то же время у каждой фантазии есть почва для дальнейшей реализации. Когда вещь впервые описывается, она выглядит фантастично, но проходит время, и появляются первые эскизы, потом прототипы, а потом вполне работающие устройства. Тот же Леонардо да Винчи предсказал появление парашюта, танка, многозарядных ружей и прочего. Конечно, каждый художник фантазирует в меру своих возможностей и понимания того, что можно реализовать, а что является просто спекуляцией на тему будущего. В случае с «Абстрактной инженерией» (серия сделанных для проекта «Техноорганика» надувных скульптур, напоминающих сердца и другие внутренние органы и одновременно технические устройства типа двигателей, турбин. — TANR) я сделал устройства, которые не имеют никакого практического предназначения. И вообще неизвестно, есть ли у них предназначение.

Торговый центр BoscoVesna.  Фото: Галерея ГУМ-Red-Line
Торговый центр BoscoVesna.
Фото: Галерея ГУМ-Red-Line

А почему тема «Техноорганики» была выбрана для такого пространства, как BoscoVesna? Вы думали о контексте, когда готовили проект?

Это моя центральная тема, поэтому для меня не было разницы, делаю ли я проект для BoscoVesna или для моей персональной выставки. Единственное, я постарался сделать его в более понятной, развлекательной форме.

Я в целом в своей деятельности руководствуюсь принципом, что в работах должен быть такой поверхностный слой, для считывания которого не требуется никакой подготовки. Зритель получает живое эстетическое впечатление, а уже дальше при желании может углубиться в тему. Есть, конечно, science-art, какие-то сложные концептуальные проекты, но тут, если с первого взгляда не происходит считывание, зритель может просто пройти мимо.

Вы использовали нейросети для подготовки проекта?

Естественно, я пользовался всем этим арсеналом, чтобы получить объекты. Технологии нейросетей дают новые выразительные возможности, позволяют получить принципиально новый вид картинки. И я эксплуатировал в данном случае ту эстетику, которая порождена этими инструментами.

Выставка Аристарха Чернышева «Техноорганика» в пространстве торгового центра BoscoVesna.  Фото: Галерея ГУМ-Red-Line
Выставка Аристарха Чернышева «Техноорганика» в пространстве торгового центра BoscoVesna.
Фото: Галерея ГУМ-Red-Line

Какие работы были подготовлены специально для BoscoVesna?

Все работы из серии «Абстрактная инженерия», которые висят в атриуме и на фасаде, и большинство стереоработ (имеются в виду принты в технике лентикулярной печати. — TANR) и видео. Всего на экранах демонстрируется около 25 персонажей, а специально для этой выставки мы отрендерили около 15.

Я узнала шагающих персонажей из серии «Метапотребитель», которые состоят из мусора. Другие же состоят то из цветов, то из ракушек, то из вензелей, то из киноаппаратуры и мониторов. Как возникали эти образы?

Они возникли в результате эксперимента. Технология нейросетей имеет особенность, которая заключается в том, что она лишь частично контролируема. Ты даешь ей запрос и исходное изображение, которое служит опорной точкой, но на выходе у тебя может получиться вообще не то, что ты хотел. Свобода, которая есть у этой технологии, — это одновременно и ее плюс, и минус. Сейчас, правда, появилась возможность тренировать свою модель. Когда ты что-то рендеришь, ты можешь усилить отдельные элементы, которые влияют на конечное изображение, и в итоге добиться нужного результата. На это можно потратить и день, и два, и три.

Выставка Аристарха Чернышева «Техноорганика» в пространстве торгового центра BoscoVesna.  Фото: Галерея ГУМ-Red-Line
Выставка Аристарха Чернышева «Техноорганика» в пространстве торгового центра BoscoVesna.
Фото: Галерея ГУМ-Red-Line

Вы окончили Бауманку, факультет машиностроения. В «Абстрактной инженерии» мы видим, вероятно, отголосок вашей учебы?

Во всех моих работах прослеживается прямое влияние моего образования. Более того, я пользуюсь знаниями, которые получил как инженер-конструктор: сам делаю чертежи и все конструирую.

На этом важно сделать акцент, поскольку сегодня художники часто выступают с идеей, эскизом, но изготовление арт-объекта делегируют кому-то другому, особенно если речь идет о чем-то очень масштабном или технологичном. Вы же, получается, все делаете сами, включая, например, светодиодные скульптуры в виде искривленных бегущих строк, одна из которых, «Информационная сингулярность», есть и на выставке?

Да, конечно, я их проектирую и частично изготавливаю сам. Я делегирую только те рутинные операции, которые полностью формализованы. Когда, например, по моему чертежу нужно отфрезеровать детали. Я, конечно, могу взять лобзик и вырезать их сам, но зачем, если есть фрезер, есть лазерный станок, есть 3D-принтер? Но я подготавливаю все для производства.

ДОСЬЕ
Аристарх Чернышев
Художник

Родился в Луганске в 1968 году.

Начал художественную карьеру в 1991 году, после окончания МГТУ им. Н.Э.Баумана по специальности «инженер-механик, конструктор спутниковых систем».

Создает медиаскульптуры, интерактивные объекты, работы в смешанной технике, совмещающие 3D-печать и другие технологии, видео и концептуальные проекты в области Sci-Fi и спекулятивного искусства.

Живет и работает в Москве.

Еще…

Я десять лет преподавал в Школе Родченко, и основная идея, которую я доносил до студентов, состояла в том, что не существует такой волшебной конторы, которая реализует любой их фантастический проект. Поэтому по возможности все нужно делать самим. Часто студентов учат тому, что им достаточно что-то придумать и сделать эскиз, а потом кто-то по их эскизу изготовит работу. Ничего подобного! И даже если ты найдешь контору, которая сделает все за тебя, то стоимость производства будет такая, что конечный продукт ты просто не сможешь продать с прибылью. Ведь все эти производства не рассчитаны на специфические запросы художника.

Выставка Аристарха Чернышева «Техноорганика» в пространстве торгового центра BoscoVesna.  Фото: Галерея ГУМ-Red-Line
Выставка Аристарха Чернышева «Техноорганика» в пространстве торгового центра BoscoVesna.
Фото: Галерея ГУМ-Red-Line

Например, лет десять назад в Москве я нашел фирму, в распоряжении которой был уникальный принтер, печатавший объекты из акрилового материала, который мог быть прозрачным и непрозрачным, передавать определенную гамму цветов. Я пришел к ним, и они показали мне распечаток кроссовка. Стоил кроссовок $16 тыс. Понятно, что на этом история с принтером закончилась. Мне пришлось придумать собственную технологию полноцветного текстурирования объектов, которую я с успехом использую до сих пор. (В BoscoVesna представлен объект «Трон Метапотребителя», созданный с ее помощью. — TANR.)

Иногда ко мне самому обращаются художники, которые что-то придумали, и просят меня быть подрядчиком в их производстве. Как правило, я сразу отказываюсь. Или они сами отказываются, когда я объясняю, какая выйдет стоимость производства.

Выставка Аристарха Чернышева «Техноорганика» в пространстве торгового центра BoscoVesna.  Фото: Галерея ГУМ-Red-Line
Выставка Аристарха Чернышева «Техноорганика» в пространстве торгового центра BoscoVesna.
Фото: Галерея ГУМ-Red-Line

Когда к вам пришла идея, что можно сконструировать технический объект с позиции художника?

Любое более или менее сложное техническое устройство тоже является произведением искусства — искусства инженерии, искусства программирования. Поэтому нет никакого противоречия в том, чтобы сделать арт-объект с помощью инженерного подхода. И вообще, сложно отделить техническое творчество от того творчества, когда ты кладешь цветные пятна на холст. Эта идея не то чтобы пришла ко мне в какой-то момент. Мне кажется, она всегда у меня была.

А каким был первый объект, который вы изготовили именно как произведение искусства?

Еще во время учебы в институте я сделал несколько объектов в виде человеческих голов, которые состояли из механизмов. Отчасти это было подражание итальянским футуристам и другим художникам, на которых в начале прошлого века повлияла техническая революция. И у футуристов, и у кубистов в изображениях часто встречаются разные элементы техники, детали машин, самолетов. Яркий пример — Соня Делоне.

Выставка Аристарха Чернышева «Техноорганика» в пространстве торгового центра BoscoVesna.  Фото: Галерея ГУМ-Red-Line
Выставка Аристарха Чернышева «Техноорганика» в пространстве торгового центра BoscoVesna.
Фото: Галерея ГУМ-Red-Line

Обычно о вас пишут как о пионере медиаискусства в России. Но вы ведь также являетесь пионером в области паблик-арта. В частности, хочется вспомнить проект «Искусство принадлежит народу» 1994 года, где вы выступали куратором вместе с Ростиславом Егоровым и Ангелиной Пановой. Художники тогда делали работы для размещения на билбордах...

На самом деле паблик-арт — это же просто часть медийного пространства. Когда в 1994 году появилось рекламное пространство, я его воспринял как пространство для реализации художественных идей. Фактически это был медиапроект. В нем участвовала вся художественная тусовка, и все были, в общем-то, довольны.

Там ведь, помимо билбордов, были задействованы и витрины?

Да, проект состоял из двух частей: сперва были билборды, потом витрины. Но витрины, на мой взгляд, не очень удались, потому что не было нужного масштаба. К тому же билборд — это полностью «твое» пространство, а в витринах возникала борьба с тем товаром, который уже был там представлен, и иногда художники проигрывали в этой борьбе, потому что тогда еще не все понимали, как взаимодействовать с коммерческим пространством.

Выставка Аристарха Чернышева «Техноорганика» в пространстве торгового центра BoscoVesna.  Фото: Галерея ГУМ-Red-Line
Выставка Аристарха Чернышева «Техноорганика» в пространстве торгового центра BoscoVesna.
Фото: Галерея ГУМ-Red-Line

Как это все воспринималось со стороны бизнеса? Очевидно, есть большая разница между выставкой в магазине тогда и сейчас?

У бизнеса тогда не было интереса в глубокой интеграции с искусством. С магазинами вообще было сложно договориться. Владельцы не понимали, зачем они должны предоставлять свое пространство художнику. Да и сама атмосфера в 1994 году была сложная, тяжелая: все эти бандиты, «крыши». Невозможно было ничего прощупать, потому что люди просто пугались, думая, что мы какие-то засланные ребята.

Теперь бизнес работает по другим схемам, он открыт сотрудничеству. Бизнес не только призывает покупать, но и предлагает эстетический, художественный продукт. То, что я сделал сейчас в BoscoVesna, — это как раз пример удачной интеграции художественного проекта в коммерческое пространство. Организаторы понимали, что художнику нужно предоставить полномочия, чтобы проникнуть в это пространство со своими идеями, а я понимал, как сделать так, чтобы предметы консюмеризма не «съели» мое художественное высказывание. Это был хороший эксперимент. Я думаю, что он удался.

BoscoVesna, Москва
Аристарх Чернышев. «Техноорганика»
До 15 февраля

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
4
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
5
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
6
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
7
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+