18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Образ Москвы в работах двух влюбленных в нее фотографов

Сергей Борисов. «Полет». 1988. Фото: фонд Ruarts
Сергей Борисов. «Полет». 1988.
Фото: фонд Ruarts
№124, сентябрь 2024
№124
Материал из газеты

Московский музей современного искусства (MMOMA) совместно с фондом Ruarts представляет выставочный проект «Город сказка». В экспозиции сотня фотографий, и на каждой из них — удивительный, многогранный и очень привлекательный город

В проекте трое — два фотографа и один город. Фотографы — это Сергей Борисов (р. 1947) и Михаил Розанов (р. 1973). Город — Москва. Но есть нюанс, и этот нюанс делает выставку. Москва никакой не «один город». В зависимости от оптики в ней можно увидеть и разглядеть что угодно. А оптика (во всех смыслах слова) у Борисова и Розанова абсолютно разная. «Вместе Борисов и Розанов создают захватывающий и многогранный образ Москвы. Лирическое восприятие Борисова дополняет архитектурную элегантность Розанова, создавая богатое полотно, отражающее характер города», — говорит куратор выставки, арт-директор фонда и галереи Ruarts Катрин Борисов.

Михаил Розанов. Из серии «Город». 2023.  Фото: фонд Ruarts
Михаил Розанов. Из серии «Город». 2023.
Фото: фонд Ruarts

Уместно вспомнить характеристику, данную Москве Достоевским, — «город, где священные стены утопают в несвятом веселье». Михаил Розанов с его строгой академичной статикой отвечает за священные стены. На фотографиях Сергея Борисова столица населена удивительными персонажами и таит в себе множество непредсказуемых коллизий. В этом мире точно царит несвятое веселье.

Сергей Борисов. «Танец с выходом». 2020. Фото: фонд Ruarts
Сергей Борисов. «Танец с выходом». 2020.
Фото: фонд Ruarts

Оба фотографа не устают признаваться в любви к городу, который стал их главной моделью. «Я объездил полмира, но никогда не хотел жить где-то еще. Люблю Москву своего детства, с газировкой на углах улиц, Москву моей юности, со стилягами, и, конечно, теперешнюю, с ее поражающей воображение новой архитектурой» — это Борисов. Подхватывает Розанов: «Для меня Москва с ее набережными и высотками, смесью сталинской архитектуры с неоклассикой и модернизмом всегда строгая и парадная.

Михаил Розанов. Из серии «Мечта». 2019. Фото: фонд Ruarts
Михаил Розанов. Из серии «Мечта». 2019.
Фото: фонд Ruarts

Этот город создан для прогулок, его можно бесконечно рассматривать, мечтать и снимать». Можно было бы не подписывать эти цитаты, настолько они красноречиво описывают эстетический ракурс каждого из творцов. Поставить этих двух фотографов в параллель — не самая очевидная и потому интересная идея.

Сергей Борисов. «Прощание». 1996. Фото: фонд Ruarts
Сергей Борисов. «Прощание». 1996.
Фото: фонд Ruarts

В экспозицию вошло свыше 40 работ Михаила Розанова, которые создавались на протяжении десятилетия, и более 50 работ Сергея Борисова — от 1987 года до настоящего времени.

ММОМА на Гоголевском
«Город сказка»
До 20 октября

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
4
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
5
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Совместный проект Фонда культуры «Екатерина» и фонда «Прометей» знакомит публику с творчеством нонконформистов 1960–1970-х годов, которых объединял интерес к жизни и смерти, к трансцендентному и иррациональному
28.10.2025
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
6
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
7
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+