18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Живописные капризы Леонида Цхэ во Vladey

Выставка «Каприччио» петербургского художника Леонида Цхэ в историческом особняке на Неглинной. Фото: VLADEY
Выставка «Каприччио» петербургского художника Леонида Цхэ в историческом особняке на Неглинной.
Фото: VLADEY

В историческом особняке на Неглинной Vladey + Ovcharenko представляют выставку «Каприччио» петербургского художника Леонида Цхэ. Новая серия работ, созданная за последние два года специально для этого пространства, посвящена объятиям

«Каприччио» с итальянского переводится как «каприз», этот жанр искусства, популярный в XVII–XVIII веках, подразумевает импровизацию, свободу от догм и правил. Старые мастера использовали «технику шока», когда игривое и затейливое сочетается с инфернальным ужасом.

Леонид Цхэ. «Без лица (Ohne Gesicht)». 2024. Фото: VLADEY
Леонид Цхэ. «Без лица (Ohne Gesicht)». 2024.
Фото: VLADEY

По мнению куратора выставки Сергея Хачатурова, «очень важно, что картины Леонида Цхэ похожи одновременно и на классику, и на авангард. Мощнейшая светотеневая проработка композиции, богатая фактура, феноменальные тональные градации в пределах сдержанной палитры цветов, — вот уж поистине достойный собеседник и Гойи, и даже Веласкеса с Караваджо».

Несмотря на то что на холстах легко угадываются силуэты людей и иногда животных, а также подобие повторения классических библейских постановок, сам автор избегает фигуративности, уделяя больше внимания линиям, композиции и цвету. «Я всегда стараюсь избегать сюжета, потому что это может превратиться в иллюстрацию. Нужен какой-то баланс, чтобы фигура не стала рассказом», — пишет художник.

Леонид Цхэ. «Неофит и Нимфы». 2024. Фото: VLADEY
Леонид Цхэ. «Неофит и Нимфы». 2024.
Фото: VLADEY

Номинант государственной премии «Инновация», один из основателей знаменитой питерской группы «Север-7», Леонид Цхэ непрерывно изучает живопись и рисунок более 20 лет. Получив академическое образование в Петербургской академии художеств и окончив множество курсов и мастерских, в настоящий момент он учится в магистратуре профессора Академии Франкфурта-на-Майне Манфреда Штумпфа, известного своими практически алхимическими экспериментами с художественными материалами.

В стенах академии Леонид продолжает практиковать придуманный еще в группе «Север-7» метод «активного рисования и перформативного позирования»: натурщики каждые пять минут меняют положение тела, а художник фиксирует фигуры сразу «в холст». Именно это движение, динамика отчетливо видны на нарочито небрежных работах.

Выставка «Каприччио» петербургского художника Леонида Цхэ в историческом особняке на Неглинной. Фото: VLADEY
Выставка «Каприччио» петербургского художника Леонида Цхэ в историческом особняке на Неглинной.
Фото: VLADEY

В этой серии художник внедряет в живопись и собственные автопортреты — где-то можно уловить узнаваемые черты, а на одном из холстов угадываются очертания ребенка — это Леонид в детстве. Другая работа, «Apeapea» («Озорная шутка»), — оммаж одноименной картине Поля Гогена, на которой изображены две девушки и собака. На полотне «Без лица» (Ohne Gesicht) различается фигура кентавра, срывающего с себя маску.

По мнению коллег, по колористике работы Цхэ напоминают немецкую живопись 1920–30-х годов, поэтому особенно важно, что, несмотря на немного жесткий колорит, люди продолжают обниматься.

Vladey
«Каприччио»
До 25 октября

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+