18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

Живописные капризы Леонида Цхэ во Vladey

Выставка «Каприччио» петербургского художника Леонида Цхэ в историческом особняке на Неглинной. Фото: VLADEY
Выставка «Каприччио» петербургского художника Леонида Цхэ в историческом особняке на Неглинной.
Фото: VLADEY

В историческом особняке на Неглинной Vladey + Ovcharenko представляют выставку «Каприччио» петербургского художника Леонида Цхэ. Новая серия работ, созданная за последние два года специально для этого пространства, посвящена объятиям

«Каприччио» с итальянского переводится как «каприз», этот жанр искусства, популярный в XVII–XVIII веках, подразумевает импровизацию, свободу от догм и правил. Старые мастера использовали «технику шока», когда игривое и затейливое сочетается с инфернальным ужасом.

Леонид Цхэ. «Без лица (Ohne Gesicht)». 2024. Фото: VLADEY
Леонид Цхэ. «Без лица (Ohne Gesicht)». 2024.
Фото: VLADEY

По мнению куратора выставки Сергея Хачатурова, «очень важно, что картины Леонида Цхэ похожи одновременно и на классику, и на авангард. Мощнейшая светотеневая проработка композиции, богатая фактура, феноменальные тональные градации в пределах сдержанной палитры цветов, — вот уж поистине достойный собеседник и Гойи, и даже Веласкеса с Караваджо».

Несмотря на то что на холстах легко угадываются силуэты людей и иногда животных, а также подобие повторения классических библейских постановок, сам автор избегает фигуративности, уделяя больше внимания линиям, композиции и цвету. «Я всегда стараюсь избегать сюжета, потому что это может превратиться в иллюстрацию. Нужен какой-то баланс, чтобы фигура не стала рассказом», — пишет художник.

Леонид Цхэ. «Неофит и Нимфы». 2024. Фото: VLADEY
Леонид Цхэ. «Неофит и Нимфы». 2024.
Фото: VLADEY

Номинант государственной премии «Инновация», один из основателей знаменитой питерской группы «Север-7», Леонид Цхэ непрерывно изучает живопись и рисунок более 20 лет. Получив академическое образование в Петербургской академии художеств и окончив множество курсов и мастерских, в настоящий момент он учится в магистратуре профессора Академии Франкфурта-на-Майне Манфреда Штумпфа, известного своими практически алхимическими экспериментами с художественными материалами.

В стенах академии Леонид продолжает практиковать придуманный еще в группе «Север-7» метод «активного рисования и перформативного позирования»: натурщики каждые пять минут меняют положение тела, а художник фиксирует фигуры сразу «в холст». Именно это движение, динамика отчетливо видны на нарочито небрежных работах.

Выставка «Каприччио» петербургского художника Леонида Цхэ в историческом особняке на Неглинной. Фото: VLADEY
Выставка «Каприччио» петербургского художника Леонида Цхэ в историческом особняке на Неглинной.
Фото: VLADEY

В этой серии художник внедряет в живопись и собственные автопортреты — где-то можно уловить узнаваемые черты, а на одном из холстов угадываются очертания ребенка — это Леонид в детстве. Другая работа, «Apeapea» («Озорная шутка»), — оммаж одноименной картине Поля Гогена, на которой изображены две девушки и собака. На полотне «Без лица» (Ohne Gesicht) различается фигура кентавра, срывающего с себя маску.

По мнению коллег, по колористике работы Цхэ напоминают немецкую живопись 1920–30-х годов, поэтому особенно важно, что, несмотря на немного жесткий колорит, люди продолжают обниматься.

Vladey
«Каприччио»
До 25 октября

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
5
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
10.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
6
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Музей, о планах создания которого на территории квартала «ЗИЛАРТ» было объявлено десять лет назад, открылся тремя выставками
03.12.2025
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
7
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
В Новой Третьяковке на Крымском Валу покажут произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса из собрания ГМИИ им. Пушкина, куда на выставку отправились произведения Марка Шагала
11.12.2025
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+