18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Британская монументальная скульптура: что кому принадлежало и кто во что играл

Композиция Джорджа Фрамптона «Святой Мунго» украсила фасад Музея Келвингроув в Глазго в 1888 году.  Фото: John Stewart
Композиция Джорджа Фрамптона «Святой Мунго» украсила фасад Музея Келвингроув в Глазго в 1888 году.
Фото: John Stewart
№124, сентябрь 2024
№124
Материал из газеты

Исследование Джона Стюарта посвящено тому, какие плоды принесло уникальное сотворчество британских архитекторов и художников в период с 1850-х по 1950-е годы. И это как раз те плоды, которые подвергаются жесткой критике в наши дни

В наши дни британская монументальная скульптура переживает тяжелые времена, став объектом ханжеских нападок. Например, скульптуры Эрика Гилла 1932 года на фасаде Дома телерадиовещания BBC в 2022–2023 годах подверглись критике как произведения педофила, а из мэрии в Кардиффе была вынесена статуя генерала Томаса Пиктона, героя Ватерлоо, но при этом жестокого колониалиста. Хотя бы в силу подобных причин обзор Джона Стюарта о взлете и падении монументально-декоративной скульптуры между Всемирной выставкой 1851 года и Фестивалем Британии 1951 года выглядит весьма своевременным и представляет большой интерес.

John Stewart. British Architec- tural Sculpture 1851–1951. Lund Humphries. 208 с.: 151 цв. ил. £45, $89,99.На английском языке
John Stewart. British Architec- tural Sculpture 1851–1951. Lund Humphries. 208 с.: 151 цв. ил. £45, $89,99.На английском языке

Упомянутого Эрика Гилла пригласили для украшения строгих фасадов Дома телерадиовещания, чтобы визуально выразить миссию легендарного главы BBC Джона Рейта по донесению высокой культуры до масс. У Гилла были сомнения: скульп­торы, как он заявлял, «привлекаются архитектором, чтобы оживить здание, которое, как предполагалось, в противном случае было бы слишком скучным или простым», создавая произведения искусства, которые «провозглашают, кому принадлежит это здание и в какую игру, по их мнению, они играют».

Монументально-декоративная скульптура является очевидным носителем идеологии. Стюарт хорошо объясняет, каким образом здание Управления лондонского порта на Тауэр-Хилл (1912–1922) отражало отношение Лондона к Темзе как к воротам во внешнюю империю. Но не только имперская напыщенность или гражданское чванство задавали тон. К примеру, рельефы с изображением пьяных монахов в пабе Blackfriar имели решающее значение для успеха самого обаятельного лондонского интерьера в стиле модерн.

Краеугольный камень мэрии Лидса, авторства Кэтрин Мавер.   Фото: John Stewart
Краеугольный камень мэрии Лидса, авторства Кэтрин Мавер.
Фото: John Stewart

Джон Стюарт, сам архитектор по профессии, рассказывает, как постепенно менялись отношения архитекторов со скульпторами и статус последних повышался от роли скромного ремесленника до уважаемого соавтора. Ричард Норман Шоу призывал коллег-архитекторов «постучаться в дверь искусства», и период до начала Первой мировой войны стал расцветом партнерства в сфере искусств: Джон Дандо Седдинг и Генри Уилсон тесно сотрудничали при работе над лондонской церковью Святой Троицы на Слоун-стрит; Астон Уэбб и Гарри Бейтс — над зданием суда в Бирмингеме; Уильям Янг и Альфред Друри — над Старым военным министерством в лондонском Уайтхолле. Последняя работа датируется 1898–1906 годами — зенитом британского мирового влияния. Впрочем, среди скульптурных групп военного ведомства есть «Ужас войны» со зловещим черепом: в этой области было нечто большее, чем просто бездумный шовинизм.

Эти и многие другие здания были задуманы как воплощения синтеза искусств, при котором скульптурные элементы становились неотъемлемой частью общего проекта. Не совсем справедливо сетовать на упущения в книге, охватывающей очень много вопросов, но все же стыдно игнорировать арку Победы на здании вокзала Ватерлоо — лучший военный мемориал на сооружении — или рельефную «Драму сквозь века» Гилберта Байеса на лондонском театре «Сэвилл». О церквях тоже написано недостаточно.

Композиция «Правда и справедливость» Альфреда Друри на фасад Старого военного министерства в Лондоне.  Фото: John Stewart
Композиция «Правда и справедливость» Альфреда Друри на фасад Старого военного министерства в Лондоне.
Фото: John Stewart

Одной из главных тем книги стал вызов модернизма — с его враждебностью к скульптурным «излишествам», примером чему служат три лондонских проекта: штаб-квартира Королевского института британских архитекторов (1932–1934) приведена автором как поздний пример слияния архитектуры и скульптуры; ратуша в районе Уолтемстоу (1937–1942) по праву упоминается благодаря мощным фигурам Джона Каваны; завершает повествование работа Генри Мура начала 1950-х над зданием Time-Life на Бонд-стрит.

В целом это долгожданная книга на весьма занимательную тему. Как иронически вопрошал когда-то Эрик Гилл, в какую же игру, по их собственному мнению, они все играли? 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
5
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+