18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Германии частный коллекционер основал музей абстрактного искусства

Автором проекта нового музея в Висбадене стал Фумихико Маки, лауреат Прицкеровской премии.  Фото: Helbig Marburger
Автором проекта нового музея в Висбадене стал Фумихико Маки, лауреат Прицкеровской премии.
Фото: Helbig Marburger
№124, сентябрь 2024
№124
Материал из газеты

Четыре десятилетия немецкий предприниматель Рейнхард Эрнст собирал произведения послевоенного беспредметного искусства, и в итоге его увлечение привело сначала к строительству, а теперь уже и к открытию нового большого музея в Висбадене

Промышленник Рейнхард Эрнст, сколотивший состояние на производстве прецизионных шестерен и двигателей, почувствовал тягу к искусству в 1980-е годы, когда ему было уже за 30. Сейчас, на восьмом десятке, он основал в Висбадене новый музей, где представил свою коллекцию послевоенного абстрактного искусства, включающую произведения Ли Краснер, Тони Крэгга, Джексона Поллока, Нео Рауха, Ричарда Серры, Фрэнка Стеллы, Пьера Сулажа, Элен Франкенталер, Дэмиена Хёрста, Иноуэ Юити и ряда других авторов.

Музей разместился в здании, построенном по проекту японского архитектора Фумихико Маки, лауреата Прицкеровской премии. В этом доме с сияющим белым фасадом, просторными залами с потолками высотой 14 м и серыми гранитными полами более 2,5 тыс. кв. м выставочных площадей. Благодаря властям города, у новой институции отличное расположение в центре Висбадена: она соседствует с художественным музеем и музеем естественной истории. Строительство, обошедшееся приблизительно в €80 млн, было профинансировано из Фонда Рейнхарда и Сони Эрнст.

В здании музея с сияющим белым фасадом, просторными залами с потолками высотой 14 м и серыми гранитными полами более 2,5 тыс. кв. м выставочных площадей.  Фото: Helbig Marburger
В здании музея с сияющим белым фасадом, просторными залами с потолками высотой 14 м и серыми гранитными полами более 2,5 тыс. кв. м выставочных площадей.
Фото: Helbig Marburger

Музей заказал для коллекции работы из стекла Катарине Гроссе, MadC и Карлу-Мартину Хартману, а Беттине Пустчи — инсталляцию для фойе. В атриуме, под стеклянным куполом, выставлена скульп­тура Эдуардо Чильиды.

«Я полюбил абстрактное искусство, — рассказал Рейнхард Эрнст The Art Newspaper. — Первые картины я покупал просто для интерьера, чтобы занять пустое место на стенах. Со временем картин стало так много, что в какой-то момент у меня не осталось свободных стен, — тогда я и понял, что стал коллекционером».

Эрнст говорит, что предлагал коллекцию двум музеям, но ни в одном из них не нашлось достаточно места, чтобы разместить в экспозиции такое множество произведений. «Так и появилась идея основать собственный музей», — объясняет он.

Работа Катарины Гроссе. Фото: Martin Url
Работа Катарины Гроссе.
Фото: Martin Url

Искусствовед Кристоф Зушлаг в своей статье назвал его собрание уникальным: и «по международному охвату, выходящему далеко за пределы Европы, Японии и США; и по наличию всех важных художественных направлений; а также по широте и качеству, с которыми оно представляет целый ряд тенденций и течений» в абстрактном искусстве после 1945 года.

Эрнст по-прежнему покупает искусство. Его последнее приобретение — работа немецко-британского художника Майкла Энтони Мюллера. В основном коллекцию он пополняет на аукционах и называет ноябрьский сезон в Нью-Йорке «обязательным для посещения».

«Раньше я часто ходил на арт-ярмарки — теперь гораздо реже, — признается он. — То, что показывают там, не всегда отражает актуальное состояние рынка искусства. На арт-ярмарках полно работ, которые через пару лет после продажи снова всплывут на рынке или будут пылиться у кого-то в кладовках. Ни первый, ни второй вариант меня не устраивает: я покупаю для музея, чтобы потом показать работы публике».

Скульптуры Тони Крэгга. Фото: Helbig Marburger
Скульптуры Тони Крэгга.
Фото: Helbig Marburger

Музей Рейнхарда Эрнста рассчитывает на 60 тыс. посетителей в первый год. Утренние сеансы будут отведены для школ и образовательных учреждений, а с полудня музей будет открыт для всех желающих. Коллекционер предполагает, что музей привлечет посетителей не только из Германии, но и из США, Японии и соседней Франции. Он заинтересован и в вывозе экспонатов на временные выставки за границу. «Контакты с зарубежными музеями очень важны, мы как раз работаем над этим», — говорит Эрнст.

Премьерная выставка в новом музее — «Фумихико Маки и Maki & Co. Путь к гуманной архитектуре» (до 9 февраля 2025 года) — посвящена его архитектору. 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
5
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
6
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
7
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+