18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн

Ребекка Хорн на открытии своей выставки «Меланхоличный торнадо» в Мультимедиа Арт Музее в Москве. 2013.  Фото: Павел Головкин/ТАСС
Ребекка Хорн на открытии своей выставки «Меланхоличный торнадо» в Мультимедиа Арт Музее в Москве. 2013.
Фото: Павел Головкин/ТАСС

Немецкая художница, скончавшаяся в возрасте 80 лет, прославилась новаторскими концептуальными исследованиями человеческого тела в скульптурах, фильмах, перформансах и фотографиях

Ребекка Хорн родилась в 1944 году в немецком Михельштадте. Училась в Гамбургской высшей школе изобразительного искусства и Колледже святого Мартина в Лондоне. Многие ее работы связаны с переживанием буквально болезненного опыта, когда в юности у нее обнаружили туберкулез. В 20 лет она год провела в больнице. Писательница Лорен Мехлинг говорила, что «произведения Хорн, наполненные поэзией и болью, играют с возможностями и ограничениями человеческого тела».

Ключевая серия художницы «Личное искусство» (1968–1972) включает ранние образцы ее костюмов для модификации тела, сделанных из бинтов, ремней и перьев и описанных автором как «скульптура, которую можно носить».

В 1972 году она создала «Карандашную маску», превращающую голову владельца в инструмент для рисования. «Все карандаши имеют длину около двух дюймов и позволяют обрисовать профиль моего лица в трех измерениях. Я ритмично двигаю телом слева направо на фоне белой стены. Карандаши оставляют на стене отметки, которые соответствуют ритму моих движений», — поясняла она. Сейчас эта работа принадлежит лондонскому музею Тейт.

Ребекка Хорн. «Карандашная маска». 1972. Фото: Tate
Ребекка Хорн. «Карандашная маска». 1972.
Фото: Tate

В 1992 году музей представил инсталляцию Хорн «Балет дятлов». «Маленькие молоточки стучат по зеркалам, словно птицы, испуганные собственным отражением. Первоначально работа была установлена в психиатрической больнице в Вене. Постоянные пациенты наблюдали ее вместе с пришедшими зрителями. При переносе работы в музей Хорн добавила две стеклянные воронки, наполненные ртутью, чтобы напомнить о присутствии пациентов», — говорится на сайте Тейт.

Параллельно с инсталляциями и перформансами Ребекка Хорн на протяжении всей своей карьеры активно занималась рисованием. «Иногда ее рисунки дополняют работы в других медиа. Например, это эскизы скульптур. Рисунки из серии „Ландшафт тела“, созданные с 2003 по 2015 год, воплощают собой интерес к исследованию пределов возможностей тела, присутствующий в ее скульптурах и перформансах», — отмечают в галерее Sean Kelly, с которой сотрудничала художница.

В интервью журналу Frieze в 1994 году Ребекка Хорн сказала: «Табу сильно меняются в каждом поколении, поэтому, может быть, мои немного отличаются от ваших. Все возможно, если вы этого достаточно сильно захотите. Существуют разные ограничения. Вы должны ходить по краю. Жене, Бунюэль, Пазолини... Это люди, которые дошли до предела. Это важно, даже если на вас за это нападают».

Выставка «Меланхоличный торнадо» в Мультимедиа Арт Музее в Москве. 2013.  Фото: Павел Головкин/ТАСС
Выставка «Меланхоличный торнадо» в Мультимедиа Арт Музее в Москве. 2013.
Фото: Павел Головкин/ТАСС

На этой неделе берлинская галерея Томаса Шульте Schulte открывает выставку, посвященную Ребекке Хорн, под названием «Концерт вздохов» (11 сентября — 2 ноября). «На полу грудой свалены строительные поддоны, фрагменты стен и деревянные доски, из которых торчат тонкие медные трубки, напоминающие побеги растений, с похожими на воронки раструбами на концах. Художница использовала строительные материалы из руин венецианских домов в инсталляции, которая изначально была создана для Венецианской биеннале 1997 года», — говорится в заявлении галереи.

Ранее в этом году ретроспектива Хорн открылась в Доме искусства в Мюнхене. Андреа Лиссони, художественный руководитель мюнхенской институции, отметил, что Хорн — художник-визионер, в чьем творчестве взаимодействие тел, машин, движущихся изображений и звука создало «новые, уникальные и разнообразные, языки, опережающие свое время».

Большая ретроспектива Ребекки Хорн состоялась и в Москве, в Мультимедиа Арт Музее. Выставка 2013 года включала 35 произведений: скульптуры, фильмы и инсталляции. Для этой выставки Хорн специально сделала новую инсталляцию — «Чемодан беглеца» — и сама приехала на открытие. В российской арт-среде у нее осталось множество поклонников.

Самое читаемое:
1
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
2
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
3
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже
23.09.2024
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
4
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
Немецкая художница, скончавшаяся в возрасте 80 лет, прославилась новаторскими концептуальными исследованиями человеческого тела в скульптурах, фильмах, перформансах и фотографиях
09.09.2024
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
5
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
Музей «Гараж» представил коллекцию советского и российского искусства 1980–2020-х годов в проекте «Открытое хранение. Пролог». Тут можно найти работы разных жанров — от больших инсталляций до «книги художника»
18.09.2024
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
6
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
Среди условий конкурса на новую архитектурную концепцию Большого Московского цирка значится увеличение площади объекта с нынешних 3 тыс. кв. м до 80 тыс. Приведет ли это к исчезновению уже существующего сооружения, пока неизвестно
23.09.2024
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
7
Сергей Коненков: место на пьедестале
150-летие скульптора Сергея Коненкова заставляет пристальнее всмотреться в его богатую крутыми поворотами и тайнами биографию и по-новому оценить работы
26.09.2024
Сергей Коненков: место на пьедестале
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+